Министерство культуры Оренбургской области

Проект «Киргизская степь в объективе Карла Фишера», часть 3

 

Представляем исторические заметки в рамках выставочного проекта, реализуемого на средства гранта Президента РФ

Российские императоры с первых дней присоединения казахских жузов к России проявляли заботу о подданных киргиз-кайсаках, принятых под свою опеку. В указе Екатерины II от 1763 года говорилось: «Не смотря на состояние сих варварских народов, не обходится, однако без того, чтобы при здешних местах не было воровства, пленения людей и самого убийства… Стараться отводить от варварских нравов и вселять в них чуткость и лучшее обхождение, доводя их до того, чтоб они честно обращались с россиянами и приклоняя их токмо весьма искусным образом, чтобы они российского языка да грамоте обучались».

Состояние народного образования в Оренбургском крае являлось своеобразным и отличным от других регионов государства в силу удалённости от центра, политического и экономического развития. Население края представляло полный конгломерат, как в области вероисповедания, так и относительно сословий, поэтому дело народного образования внедрялось здесь довольно трудно. Первый указ устроителя Оренбургского края И. К. Кириллова 1741 года относился к образованию здесь инородческой школы, второй указ — 1748 года — школы для русских. Они ставили задачу не общего развития, а являлись строго целенаправленными. Инородческая — для обучения русскому языку, русская — для подготовки губернских чиновников.

Эти указы имели положительные последствия. Находившийся в Оренбурге сын хана Малой Орды Нурали-Аблай часто бывал в доме губернатора, видел наши порядки, одевался по-европейски и даже принял христианство. Через некоторое время сюда на обучение приехал его младший брат. С самых первых дней существования Оренбурга на современном месте, первый губернатор И. И. Неплюев завёл здесь латинскую, русскую, арабскую и калмыцкую школы. Наиболее действенным средством он считал ознакомление их с христианской цивилизацией через школу, которую он хотел устроить на широкой основе путём христианской проповеди на инородческих языках. Для заведывания такой школой И. И. Неплюев подыскал учёного человека, назначив ему большое жалование (в 300 рублей) с особыми хлебными и столовыми припасами. Все старания его направлялись на мирное завоевание инородцев через христианское просвещение.

Типы киргиз-кайсаков, гравюра. А. Штернберг, конец XVIII в.

Типы киргиз-кайсаков, гравюра. А. Штернберг, конец XVIII в.

В 80-х годах XVIII века Екатерина II издала ещё один указ о заведении школ при мусульманских мечетях. Первая такая школа в Оренбурге открылась при Меновом дворе. Здания под школы строили сразу каменные, внутри они прилично обставлялись, насколько позволяла сделать это простота магометанских молитвенных домов. Обучение в школах велось по принципу народных российских училищ. В них изучали арабский и персидский языки, арифметику, геометрию, физику, священную историю магометанства, чтение и толкование Корана и священные обряды. Книги выписывали из Бухары.

Последующие императоры не отступали от этих начинаний. В 1802 году царь Александр I своим указом отметил необходимость постройки в Оренбурге мечети для жительствующих и приезжающих сюда по торговому делу киргиз. Её строительство завершилось в 1805 году. Так в городе появилось первое здание, внёсшее в архитектуру Оренбурга восточный колорит. А в середине XIX века неподалеку от мечети, на главной улице, открылась школа для киргизских детей. Её задачей стало просвещение киргиз и сближение их с русской жизнью, а главной целью — «внушать первым любовь и доверие к русскому правительству и поставлять краю просвещённых деятелей». В 1857 году школу с золотой медалью закончил Ибрай Алтынсарин, дед которого, Балгожи, работал в Пограничной комиссии.

Проект «Киргизская степь в объективе Карла Фишера», часть 3, изображение №2

 

Ибрай Алтынсарин (каз. Ыбырай Алтынсарин, 1841–1889 гг.) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, учёный-этнограф. Алтынсарин положил начало светскому образованию казахского народа. Он открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян, а также учительскую школу в Троицке, которая впоследствии была переведена в Оренбург. Позже эта школа стала называться учительской киргизской школой и выпускала учителей для аульных русско-киргизских школ. Значительную часть её учащихся составляли дети богатых ханов и русские. После закрытия киргизской школы, в 1920 году в этом здании открылся Киргизский институт народного образования — первое в истории Казахстана высшее учебное заведение. Институт готовил учителей национальных школ. Здесь же повышали свой образовательный уровень и работники государственного аппарата Киргизской (Казахской) АССР, столицей которой с 1920 по 1925 год был Оренбург.

Куратор проекта: О. Ю. Боброва, научный сотрудник Оренбургского губернаторского музея