Министерство культуры Оренбургской области

Проект «Киргизская степь в объективе Карла Фишера», часть 4

 

Представляем исторические заметки в рамках выставочного проекта, реализуемого на средства гранта Президента РФ

Юрта — войлочный дом степных кочевников

Кочевой образ жизни жителей Великой степи сформировал уникальную самобытную культуру. «Только дерево стоит на одном месте и питается тем, что находится вокруг него; на то оно и дерево; вольная птица летит туда, где ей лучше», — так казахи определяли эмоциональную основу своего бытия.

Динамичный ритм жизни — главная особенность казахского этноса в прошлом. Его окружающий мир находился в постоянном движении: караваны с кочующим домом, идущие стада, меняющийся ландшафт. С самого рождения казах был окружён природной средой, являлся её составной частью. Это оказало влияние на все сферы жизни.

Калима Имановна Виллер, мастер по валянию войлоков на мастер-классе в Оренбургском губернаторском музее

Калима Имановна Виллер, мастер по валянию войлоков на мастер-классе в Оренбургском губернаторском музее

Далеко не случайно, что в юрте, в её конструкции и украшении отразились представления казахов о мироздании, круговороте времени, связи земного и космического. Юрта — «кииз-уй» (войлочный дом) — состоит из трёх деревянных частей: решёток «кереге» (основания), жердей «уык», создающих купол, и круглого обруча «шанырак», являющегося вершиной юрты, потолочным окном и выходом для дыма. Купольный каркас покрывается крупными кусками свалянного вручную войлока. Его легко собирать и разбирать, перевозить с места на место с помощью одного верблюда или двух лошадей.

Жилище, покрытое войлоком, сохраняет прохладу в знойные летние дни и оберегает людей от пронизывающих холодных ветров зимой, не промокает во время проливных осенних дождей. Обод на купольной части юрты — шанырак — обозначает причастность к Космосу, преемственность поколений и гармонию жизни: это и родной очаг, и окно в мир, и целая вселенная. Это мощное объединяющее начало, поэтому шанырак — один из символов государственного герба Казахстана.

Казахский народ в совершенстве владел навыками организации жилого пространства. Юрта — не просто жилище, это образец порядка и гармонии. Каждая вещь «знала своё место» в интерьере жилого пространства. Лишних предметов не было — это не практично для кочевого образа жизни. Вещь изготавливалась только в том случае, если в ней была необходимость. Знали своё место и люди, жившие в юрте, у каждого члена семьи была своя часть.

Мудрость жителей юрт проявилась и во внутреннем убранстве жилища. Её основу составляли войлочные и тканые (шерстяные) ковры ручной работы. Ими украшали и утепляли кереге юрты, застилали полы. Войдя в богатую юрту, человек попадал в неповторимый мир орнамента. Гармоничное сочетание палитры цветов, мягкость контрастов изделий из шерсти создавали уют и тепло домашнего очага.

Фрагмент выставки «Киргизская степь в объективе Карла Фишера»

Фрагмент выставки «Киргизская степь в объективе Карла Фишера»

В центре юрты ставили обычно сам очаг — треножник с котлом для приготовления пищи на огне, а в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы, который покрывался дастарханом — скатертью. При входе в юрту слева, как полагается, висели принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. На видное место ставили два-три сундука с домашними вещами, поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи.

По мнению многих исследователей, казахская юрта — это своеобразный шедевр многовековой культуры казахского народа, она является самым совершенным из переносных жилищ народов мира.

Автор статьи: Н. М. Пляшешник, заместитель директора Оренбургского губернаторского музея по научной работе