Министерство культуры Оренбургской области

«Киргизская степь — Лондон. Век XIX» (часть 2)

 

Оренбургский край, переполненный в XIX веке многочисленными инородцами, являлся бескрайним полем для широкой деятельности Григория Генса. Здесь он в полной мере проявлял своё трудолюбие и заботу о бывших кочевниках.

Молодая киргизка (20 лет) Оренбургского уезда Оренбургской губернии. К. Фишер, II пол. XIX в. Фото из фондов ОГИКМ.

С открытием в 1825 году военного училища имени И. И. Неплюева стало понятно, что насыщенную программу этого учебного заведения могут освоить далеко не все желающие и поступившие на обучение. Особенно это касалось сыновей инородцев, проживающих в зауральской степи, то есть киргизцев. Именно поэтому Генсу пришлось внести изменения в программу училища, ведь одной из задач этого учебного заведения являлось распространение просвещения среди инородцев и подготовка из их среды грамотных чиновников для службы в Оренбургской пограничной комиссии. Им требовалась дополнительная подготовка к поступлению в это учебное заведение.

Мост через Урал. 80-е годы XIX в. К. Фишер. Фото из фондов ОГИКМ.

Такую подготовку, по предложению Генса, инородцы стали получать в русско-киргизских школах зауральской степи при миссионерских станах, получивших развитие во второй половине XIX века, уже после пребывания на посту Генса.

На территории Тургайской и Уральской областей (бывшая территория Зауральской степи) к концу XIX века действовало четыре таких стана: Александровский, Макарьевский, Актюбинский и Чилинский. К примеру, в Александровском стане Тургайской области числилась двухклассная киргизская школа, в которой обучалось 102 человека, в том числе 17 киргизов.

У юрты. Зауральская степь. II пол. XIX в. Фото из фондов ОГИКМ.

Деятельность станов направлялась на внедрение православных начал в среде инородцев с целью слияния бывших кочевников степи с коренным русским населением. Воспитанники школ, работавших при миссионерских станах, находились на полном государственном обеспечении. К ним русские власти относились с большим вниманием и чуткостью.

Еда ученикам давалась питательная и в достаточном количестве: хлеб, масло, каша из пшена, гороха, картофель, суп. Учащиеся обедали, ужинали и два раза в день пили чай с молоком и хлебом. Спали они на двухъярусных кроватях, о которых раньше не имели никакого представления. Вставали дети в 6 часов утра, пили чай, читали утренние молитвы и с 8 часов начинали заниматься. После трёхчасовых занятий — обед, а затем снова занятия: 2 урока часовых и один получасовой — церковное пение. После вечернего чая начиналось повторение уроков: упражнения в русской разговорной речи, письменный перевод с киргизского языка на русский и чтение назидательных статей с переводом на киргизский язык. Курс обучения в таких школах продолжался 4 года. Учебники и письменные принадлежности были в достаточном количестве бесплатно, имелись там и небольшие библиотеки. Инородцы отдавали своих детей в эти школы с большим удовольствием.

Кумысники. Фото из фондов ОГИКМ.

Ещё одним продолжением удачных начинаний Генса являлось проведение различных совместных мероприятий. На левом берегу Урала, в киргизской степи, простирающейся до самого горизонта, часто устраивались праздники и встречи высоких гостей. Зауральцы участвовали во всех значимых событиях страны и даже мероприятиях мирового масштаба.

В первой половине XIX столетия стали проводиться художественно-промышленные выставки всероссийского и всемирного уровня. Они демонстрировали не только достижения технического и промышленного развития России, но и развитие различных видов художественного и кустарного производства. Первая Всероссийская мануфактурная выставка открылась в 1829 году в Петербурге. Затем они следовали одна за другой и открывались попеременно в Петербурге, Москве и Варшаве, Париже, Лондоне. В 1874 году на всемирную выставку в Лондон в отдел гигиены из Оренбургской губернии была приглашена киргизская семья из трёх человек, а с ними переправлены и 12 кобылиц для представления целебных свойств оренбургского кумыса и молока из Киргизской степи. Добирались по железной дороге до Кронштадта, а там морем до Англии. Шесть вагонов наполнили лошадьми, ослами, юртами, национальными костюмами, сундуками. На выставке был отведён порядочный кусок земли, где разместили красивую кибитку из белой кошмы, устланную бухарскими и туркменскими коврами, разноцветными подушками и одеялами. Всё это придавало уют внутреннему виду. За оградой была поставлена русская изба из мачтового леса с изящной резьбой в русском стиле. После того как всё было устроено, за изгородью началась обыденная жизнь: здесь в определённое время доили кобылиц, а в одной из юрт сбивалось молоко. В русской избе продавали кумыс, молоко и масло.

На выставке в Лондоне. Худ. О. Нагорная. Холст, масло. 2021 г.

Наблюдателей было множество: иногда это подворье посещало до 8 тысяч человек в день, многие просили угостить чаем «по-русски», т. е. с самоваром. К самовару подавали хлеб с маслом, варенье, пирожные. Сидели всегда на подушках со скрещёнными ногами. Всем очень нравился наш оренбургский хлеб. Вся лондонская печать лестно отзывалась об этом отделе. Оренбургские киргизы произвели на Лондонской выставке настоящий фурор, газеты восторженно отзывались об увиденном. В журнале «Всемирная иллюстрация» поместили изображения кочевников, кибиток, лошадей; репортёры являлись сюда каждый день, многие художники приходили писать и лепить кочевников. По окончании выставки все предметы национального быта были приобретены коллекционерами, а всех кобылиц и жеребят сразу раскупили. Такие совместные мероприятия развивали русско-казахские политические и торговые связи России XIX столетия и давали надежды на будущее.

За отличную и усердную службу Генс был удостоен многих наград, в том числе ордена Святой Анны II степени с алмазными значками к этому ордену, а также монаршею благодарностью.


Литература, использованная при работе над выпусками:
1. Аносов А. А. Неплюевское военное училище и его роль в становлении естественнонаучного образования в Оренбургской губернии // Оренбургский край. Архивные документы. Материалы. Исследования. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2003. Вып. 2. С. 71—83.
2. Анучин Д. Н. Александр фон Гумбольдт как путешественник и географ, в особенности как исследователь Азии //А. Гумбольдт. Центральная Азия.
3. Белавин К. А. Оренбург. Географико-статистический очерк. Оренбург, 1891.
Пер. с фр. П. И. Бороздина. М., 1915. С. IX–CCLXII.
4. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 6. Оп. 2. Д. 2006.
5. ГАОО. Ф. 222. Оп. 1. Д. 2.
6. ГАОО. Ф. 6. Оп. 7. Д. 279 а.

Проект «Хроника старого Оренбурга» ведут научные сотрудники музея О. Ю. Боброва и Д. Р. Хабибулина. В следующей публикации мы расскажем о появлении в XIX веке первых дач в Зауральной роще и на Маяке.