Мобильная археологическая лаборатория «Жила-была царица...»

 

          В 2019 г. музей участвовал в грантовом конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ». В четырех номинациях было подано 468 заявок из 69 регионов страны, 50 заявок вышли в полуфинал, среди которых Экспертный Совет отобрал всего 14 проектов. По итогам отбора проект Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея «Жила-была царица... (мобильная археологическая лаборатория)» вошел в число победителей в номинации «Технологии и инструменты». Награждение состоялось в июне 2019 г. на форуме «Музейный гид» в рамках Международного фестиваля «Интермузей- 2019». Руководитель проекта старший научный сотрудник, кандидат педагогических наук М. В. Виноходова. Творческая группа проекта: заведующий научно-просветительским отделом А. А. Мельникова, заведующий информационно-издательским отделом Т. И. Панфилова, старший научный сотрудник В. Е. Трегубов, художник-реставратор С. Е. Турчанинов, научный сотрудник Я. М. Гайдукевич, лектор-экскурсовод Е. С. Семин.
 
          Мобильная археологическая лаборатория для слабовидящих и незрячих детей «Жила-была царица…» – это новый способ интерпретации и презентации археологической коллекции древнего ювелирного искусства и материальной культуры кочевников Приуралья.

          Отсутствие письменности у сарматских племен позволяет предположить, что в объемных узорах ювелирных изделий, предметов вооружения и быта, выполненных в зверином стиле можно «прочитать» и расшифровать историю этого загадочного народа, независимо от того, зрячий исследователь или нет. Это универсальный язык, доступный и интересный для тактильного восприятия детьми с нарушениями зрения.

          Различные способы познания, звуки (ветра, военного боя, звон колокольчиков, скрип телег, ржание коней), запахи (степных трав, костра, реки), тактильные ощущения (дерево, глина, металл) и серия тематических мастер-классов, воспроизводящих технологии древности (гончарство, ткачество) помогут погрузиться в сказку и создать яркий эмоционально насыщенный образ.

          Используемые форматы работы (создание интерактивной мобильной экспозиции, занятия с элементами моделирования и проектной деятельности, творческие мастерские) позволят слабовидящим и незрячим детям почувствовать себя настоящими археологами и учеными, разгадывающими историю жизни древней сарматской царицы.

          Благодаря своей необычности и высокой художественной ценности предметы ювелирного искусства и материальной культуры кочевников Приуралья V в. до н.э. – III в. н.э. из Филипповских курганов получили не только общероссийское, но и мировое признание.

          На их основе в музее в 2015 г. был создан отдельный выставочный комплекс «Золотая кладовая», где впервые исследованы и представлены для широкой общественности уникальные высокохудожественные произведения древних мастеров из золота и серебра.

          Результаты раскопок еще не до конца изучены, коллекция недавно введена в научный оборот и не достаточно известна широкой аудитории, а для людей с ограниченными возможностями здоровья недоступна (закрытые витрины и специальное помещение). Золотая кладовая не дает возможности прикоснуться к поверхности и ощупать объемные фигуры, доступные для тактильного восприятия слабовидящими и незрячим посетителями.

          Проект решает проблемы:
- повышение доступности музейных экспонатов, которые невозможно представить в открытых витринах и сложно адаптировать для восприятия людей с нарушением зрения;
- презентация археологической коллекции посредством археологической лаборатории, где дети будут исследовать комплекс предметов сарматской царицы, воссоздавать ее историю жизни и язык сарматов, зашифрованный в узорах звериного стиля;
- интеграция слабовидящих и незрячих детей в археологическое пространство, где древняя история будет преподноситься через образный объемный мир (тактильные ощущения, звуки, запахи).

 

Проведенные занятия:

3 октября – Стрит-арт «Звериный стиль» (дети украсили рисунками в зверином стиле Губернаторский дворик музея).

9 октября – обучающий семинар художника-керамиста М.В. Сылкиной для участников проекта «Особенности проведения мастер-класса по гончарству для людей с нарушениями зрения».

12 ноября – «Песочный мультфильм», съемки мультфильма со слабовидящими детьми.

3 ноября – работа интерактивной площадки «Жила-была царица» в рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» для детей коррекционных школ и жителей города.

27 ноября 2019 г. в рамках Оренбургского музейного фестиваля состоялась презентация проекта мобильной археологической лаборатории для слабовидящих и незрячих детей «Жила-была царица…». Мобильная лаборатория – это новый способ интерпретации и презентации археологической коллекции древнего ювелирного искусства и материальной культуры кочевников. Древняя история преподносится через образный объемный мир (тактильные ощущения, запахи и звуки), а дети с ограниченными возможностями здоровья становятся настоящими археологами, разгадывая тайны сарматской царицы.
На презентации проекта присутствовали завуч по воспитательной работе Е. В. Мотина, учитель Н. Л. Козыний и обучающиеся ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга, менеджер проектов Благотворительного фонда Владимира Потанина Ю. С. Сухенко.

23 января - занятие «Сказка о глиняном горшке».
Наши юные археологи продолжили археологические раскопки и обнаружили древние глиняные сосуды. Собирая по черепкам глиняную посуду и пытаясь ее отреставрировать, мы задались вопросом, а как же ее делали 2500 лет назад?
Повторить технологии древности и создать свой собственный глиняный сосуд оказалось непростой задачей. Глина должна быть правильной консистенции, нужно как следует ее размять, чтобы из нее вышел ненужный воздух. Только тогда сосуд получится прочным и не даст трещину при обжиге.
На занятии мы познакомились с нелегким ремеслом древнего гончара и вылепили сосуды из нашей знаменитой акбулакской глины.

28 февраля на занятии "Сказка об узорном ковре" ребята отгадывали из каких природных материалов можно создать ткань, нашли отличия между льном, лыком, шелком и хлопком, сравнивали хлопчатобумажные и шерстяные нити.
Узнав волшебную сказку о сарматской Царице и ковре, дети смогли сами соткать коврики по старинным технологиям.