Министерство культуры Оренбургской области

Интернет-игра – «Детективы прошлого»

«Археологи – это детективы прошлого», – сказала известная английская писательница и одна из самых известных в мире авторов детективной прозы Агата Кристи. 

Поэтому мы решили назвать нашу Интернет-игру именно так – «ДЕТЕКТИВЫ ПРОШЛОГО».

Мы начинаем разгадывать тайны и загадки сарматской Царицы! Её ювелирные украшения, предметы вооружения и быта хранятся в Золотой кладовой губернаторского музея.

Подробно с этой темой мы уже знакомили ребят из ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» для слепых и слабовидящих детей на занятиях мобильной археологической лаборатории «Жила-была царица…». Этот проект инклюзивный, поэтому мы приглашаем принять в нём участие всех!

Каждый день мы будем предлагать вам ответить на вопрос или выполнить задание.
Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории!!!

 


 

Древнегреческие писатели единодушно отмечают равнодушие скифов и сарматов к музыке, неразвитость их вкуса. В подтверждение этого, Плутарх в «Нравственных рассуждениях» (50-120 гг. н.э.) приводит слова знаменитого скифского царя Атея: «захватив в плен превосходного флейтиста Исмения, он приказал ему сыграть на флейте; между тем как прочие выражали удивление его игре, он сказал, что с большим удовольствием слушает ржание коня».

Однако, археологические данные говорят о том, что простая, но достаточно разнообразная по тембру, силе звучания музыка была неотъемлемой частью духовной культуры кочевников евразийского степного пояса.

Парадная одежда скифских и сарматских женщин дополнялась шумящими подвесками. Сбруя лошадей при езде издавала мелодичные звуки благодаря колокольчикам и подвескам. Стрелы свистели на лету, а выступление войска могло сопровождаться различными музыкальными шумами.

Предметы, которые были обнаружены при раскопках Филипповских курганов

ВОПРОС: какое отношение к музыке имеют эти предметы?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все вопросы и задания вы можете найти по хештегу #жилабылацарицарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Как выглядели сарматы 2 500 лет назад? Фотографий ещё не было, посмертные маски не делали, парадные портреты не писали.

У антропологии (наука о биологической природе человека, его происхождении и развитии) есть прикладной (то есть практический) метод - восстановление лица по черепу.

С помощью него учёные по рельефу и особенностям черепа могут воссоздать портретный облик человека. Благодаря таким исследованиям мы знаем, что у сарматов преобладал тип восточных европеоидов: широкий и низкий лоб, ослабленный профиль лица.

Остеология (раздел анатомии, изучающий скелет и отдельные кости) доказала, что сарматы имели крепкое телосложение, средний рост и вес.

Палеодемография восс­та­нав­ли­ва­ет кар­ти­ну рас­се­ле­ния че­ло­ве­че­ст­ва в древ­но­сти, здо­ро­вья и про­дол­жи­тель­но­сти их жиз­ни. Благодаря ей, ученые пришли к выводу о существовании определенного социального приоритета мужчин возмужалого и зрелого возраста у сарматов. Большую роль в обществе играли женщины 20–35 лет.

Палеопатология изучает древние болезни. Чем же болели сарматы? Изучение скелетов и костей показало, что 2 500 лет назад люди страдали артрозом, рахитом, остеохондрозом. Ученые особенно отмечают значительное усиление рельефа некоторых костей как возможное свидетельство большой нагрузки или даже перегрузки опорно-двигательного аппарата.

   
Реконструкция по черепу сарматской женщины.

ВОПРОС:

Назовите учёного, воссоздавшего облик сарматской женщины.
Как вы думаете, сколько ей лет?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все вопросы и задания вы можете найти по хештегу #жилабылацарицарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Обучающиеся ГКОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 2» г. Оренбурга на занятии проекта "Жила-была царица..."

Доброе утро, любители археологии! Новый вопрос нашей игры уже ждёт вас!

Профессия археолога - это не только экспедиции и раскопки, но и кропотливая работа в специальных лабораториях. Каждую находку надо внимательно изучить и проанализировать.

Древние вещи часто не сохраняются в первоначальном виде. Ещё бы, ведь прошло почти 2500 лет! Особенно, если это предметы из органических материалов (сделанные из растений или животного происхождения): дерево, ткань, кожа.

Такие находки очень редкие, особенно в наших природных условиях. А вот на севере, где постоянные морозы, в сухой почве или торфяных болотах органика сохраняется хорошо.

Предметы же из камня, глины и металла могут храниться практически бесконечно!

ВОПРОС: какие уникальные находки из Филипповских курганов, имеющие органическое происхождение, можно увидеть нашем музее?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Подсказка есть в предыдущих вопросах по хештегу #жилабылацарицарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Фрагмент выставки "Степная быль"

Приветствуем вас, друзья! И продолжаем вместе с вами знакомиться с древней историей края!

В археологической науке есть особое направление - экспериментальная археология. Это восстановление утраченного, реконструкция. Учёные представляют себя в роли древнего гончара, воина, охотника и получают информацию о том, как изготавливались предметы, как использовались какие-то вещи. С помощью таких экспериментов археологи могут проверять свои гипотезы и теории.

Представители других наук также могут помочь археологам в исследованиях. Например, палеонтологи находят остатки ископаемых животных и растений.

Если на археологических памятниках сохраняются образцы дерева, на помощь археологии приходит дендрохронология. Она определяет возраст по годичным кольцам деревьев.

ВОПРОС: какие ещё науки тесно связаны с археологией?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица
 

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Доброе утро, друзья! Наш сегодняшний вопрос о сарматской керамике.

Керамика - это изделия из глины, которые прошли обжиг. Она может быть и показателем развития общества, и признаком этнического различия.

Сарматские гончары использовали глину с примесями навоза, кости, шерсти, талька. Полое тело сосудов создавалось лоскутным налепом - по спирали, бессистемно, по кольцу. С помощью пальцев или специальных форм сосуду придавался законченный вид. Поверхность заглаживалась пальцами, тканью, кожей типа замши или наоборот, плохо выделанной кожей. Орнамент прочерчивался или вдавливался.

   

Сосуды из Филипповских курганов. Их высота около 20-30 см.

Гончары при обжиге применяли сухой навоз, что придавало керамике оранжевый цвет. При занятии скотоводством в безлесной степи это было самое доступное топливо. Некоторые слабообожженые сосуды предназначались только для сыпучих продуктов и изготавливались специально для погребения.

ВОПРОС: что могло храниться в таких сосудах?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Друзья, готовы к новым загадкам?

В одном из Филипповских курганов были найдены кости лошади и человека. Причем скелет человека располагался поверх костей коня: стопы находились на костях лошади, а голени занимали вертикальное положение.

Сразу вспоминаются легенды древнегреческого историка Геродота о том, что на следующий год после смерти царя скифы убивают 50 коней и 50 скифских юношей. Сделав из тел людей и животных всадников, ставят их как стражу вокруг могилы.

В этом погребении обнаружен интересный сосуд. Рассмотрите его на фотографии. Он почти круглый, горло узкое, по бокам - вертикальные ручки для подвешивания. А сбоку можно даже рассмотреть прочерченные круги!

ВОПРОС: Почему сосуд имеет такую форму?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Доброе утро, музейные детективы!

Ещё одни любопытные археологические находки в Филипповских курганах - бронзовые котлы. Большинство исследователей считает, что они использовались для варки мяса. Но всё же главное назначение котлов именно ритуальное. Они были символом единения рода. Даже простой процесс приготовления пищи превращался в процесс культовый, когда из котла вождя кочевники вкушали вместе с ним, символизируя тем самым неразрывную связь внутри племени.

   

Cарматские бронзовые котлы

Об использовании бронзовых котлов при обрядах и жертвоприношениях, пишут многие исследователи, ссылаясь на древнегреческого историка Геродота, описавшего, как царь Ариант приказал отлить огромный котел из наконечников стрел, преподнесенных каждым из подвластных ему скифов.

О культовом назначении свидетельствуют и ручки котлов в зверином стиле. Так, в восточном подземном ходе кургана был найден массивный литой бронзовый котел с ручками в виде двух голов грифонов, соприкасающихся клювами.

ВОПРОС: Сколько весит самый большой котёл, обнаруженный в кургане сарматской Царицы?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Доброе утро, друзья! Продолжаем разгадывать тайны сарматской Царицы.

Древнеримский историк Аммиан Марцеллин, живший в 4 в. до н. э., писал о сарматах так:

У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении, а стариков или умерших от случайных болезней они преследуют жестокими насмешками.

Они по варварскому обычаю втыкают в землю обнажённый меч и с благоговением поклоняются ему, как Марсу, покровителю стран, по которым они кочуют.

О будущем они гадают странным образом: собирают прямые ивовые прутья, в определённое время раскладывают их с какими-то тайными наговорами и таким образом ясно узнают, что им предвещается.

Они не имеют никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения, и в вожди они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами.

Нет у них шалашей, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках, покрытых изогнутыми в свод кусками древесной коры, и перевозят их по бескрайним степям.

Как мы уже выяснили, у сарматов существовал сложный обряд погребения с надмогильными сооружениями. У подножия одного из Филипповских курганов найдены массивные бронзовые навершия.

По мнению археолога Л. Т. Яблонского, они украшали шесты от надмогильных паланкинов. Остатки одного из них, сделанного из тонких жердей, обнаружены в самом большом – Царском кургане.

ВОПРОС. Какие животные изображены на этих бронзовых навершиях?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Здравствуйте, музейные детективы!

Вчера многие ответили верно на вопрос: для чего использовался умбон. Действительно, этот конусовидный предмет с отверстием играл роль утяжелителя или были частью крепления горита (набор из лука в специальном чехле и колчана со стрелами) к портупее (ременная перевязь для ношения оружия).

Сегодня у нас новая загадка!

Сарматские воины по своей экипировке не уступали средневековым рыцарям: мечи, ножи, лук, стрелы, топор и копьё.

Наконечники копий использовались и в обряде погребения. В одном из Филипповских курганов наконечник копья глубоко воткнут в пол погребальной камеры в вертикальном положении. А в другом кургане копья были прислонены к стенке могилы.

По отпечатку в земле археологи могут вычислить точную длину сарматского копья. Подобные встречались и у воинов фаланги Александра Македонского.

Железные наконечники копий и вток (крепился на обратный конец древка)

ВОПРОС: Какой длины сарматское копьё?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Доброе утро, друзья! А у нас новая загадка!

В Царском кургане Филипповского некрополя покоились два высокопоставленных воина.

Из чего же состояло вооружение и обмундирование сарматского военачальника? Его голову защищал железный шлем, тело - железный или костяной чешуйчатый доспех на кожаной основе.

На правом боку - короткий железный меч-акинак, на левом - горит. Как мы уже выяснили, горит - это набор из лука в специальном чехле и колчана со стрелами. К гориту крепились золотые конусообразные предметы - умбоны. Один из них перед вами на фотографии.

   

ВОПРОС: Для чего использовался этот предмет?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Доброе утро, друзья! Мы продолжаем разгадывать тайны сарматской Царицы.


Сарматский лук, обнаруженный при раскопках Филипповских курганов.

Сарматы были искусными воинами. И мужчины, и женщины прекрасно стреляли из лука. Ранние сарматские луки походили на скифские образцы. Короткие, завёрнутые, склеенные из нескольких слоев древесины, длиной до 80 см. С IV в. до н.э. на луке появились костные накладки: на рукоятке и концах плеч. Они увеличивали мощность лука. Стрелы длиной 40-50 см, иногда до 60 см, делались из березы, иногда клена или тополя.

Древнеримский поэт Овидий писал: «Среди них не было ни одного, у кого бы не было колчана и лука. Стрелы были отравлены ядом гадюки». Овидий отмечал, что стрелы имели шипы у основания наконечника, которые были отклонены назад и служили в качестве зазубрин, затруднявших извлечение стрелы из раны.

Лук хранился в горите – комбинированном колчане-саадаке. Горит делался, как правило, из кожи, местами его поверхность украшалась и усиливалась металлическими накладками. Горит обычно носили на левом бедре, но с распространением длинных мечей колчан переместился на правое бедро.

ВОПРОС: Из какого металла сделаны наконечники сарматских стрел?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Доброе утро, друзья! Мы продолжаем разгадывать тайны сарматской Царицы.

В одном из Филипповских курганов был найден скелет пожилой женщины, по тем временам – старухи. В загробный мир её сопровождал целый комплекс различных предметов: большой глиняный сосуд, два железных шила, бронзовое колёсико, железный нож, каменные, меловые и янтарные бусы.

На поясе сохранились остатки толстой, вероятно, шерстяной ткани. Учёные не исключают, что она могла быть надета из-за болезни позвоночника или внутренних органов.

   

У правого плеча женщины находился интересный набор, который располагался под диском бронзового зеркала:
- кожаный мешочек с костяной иглой (на фотографии);
- каменная палитра (на фотографии);
- костяная ложечка из ребра животного;
- обломок белемнита;
- железный нож.

ВОПРОС: Для каких целей использовался такой набор?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Доброе утро, друзья!

Вы готовы ответить на новый вопрос нашей игры?

В Филипповских курганах вместе со своими высокопоставленными хозяевами покоились и их верные кони. Лошади в погребальном обряде сарматов являлись объектом жертвоприношения. В одном из курганов три коня лежали в ряд, повернув морды в сторону очага. Одна из лошадей была помещена в деревянную гробовину.

Коней использовали как жертвенное мясо во время тризн, проходивших у подножия курганов. Тризна - это погребальный пир, после которого, как правило, утварь и остатки пищи зарывались в насыпь кургана. Часто кости лошадей находят в правильном анатомическом сочленении. А у подножия кургана 4 в ряд были уложены восемь лошадиных голов, мордами в направлении кургана.

Археологи находят многочисленные украшения конской упряжи с бронзовыми и костяными подвесками, бляшками, накладками в зверином стиле.

Одно из них вы видите на фотографии. Это бронзовая бляха-подвеска. Подобные бляхи крепились на лоб лошади.

ВОПРОС: Какое или какие животные изображены на украшении сарматского коня?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Приветствуем вас, музейные детективы! Предлагаем потренировать ваше воображение и логику, попробовав разгадать новую задку сарматской Царицы.

В самом большом, Царском кургане Филипповского некрополя есть погребение, дающее источник для многочисленны теорий и фантазий.

Женский браслет с фигурами горных баранов (архаров)

В широкой прямоугольной яме с деревянным бревенчатым перекрытием найдены совсем юные парень и девушка. У обоих на шеях были золотые литые гривны, а на руках - браслеты. У юноши - железный меч-акинак и бронзовые наконечники стрел. У девушки - интересный музыкальный инструмент, от которого сохранились бронзовые бубенчики и молоточек в виде литой фигурки уточки.

Оба были накрыты общим покрывалом. Парное захоронение говорит нам об одновременности смерти. На костях девушки следы травм или повреждений найдены не были. Остается лишь гадать о взаимоотношениях этой пары и обстоятельствах смерти девушки.

ВОПРОС: кем приходились друг другу эти юноша и девушка?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Доброе утро, друзья! Сегодня понедельник, а это значит, начинается уже третья неделя загадок сарматской Царицы.

О сарматах сохранилось так много легенд и преданий, что о них снимают фильмы, сериалы, создают компьютерные игры.

«Отец истории» Геродот называл сарматов или савроматов потомками амазонок. Давайте вспомним эту легенду.

Эллины вели войну с амазонками и после победоносного сражения возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой пленных амазонок. Амазонки воспользовались беспечностью моряков и перебили мужчин. Но они не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. Гонимые ветром, амазонки причалили к земле скифов.

Скифы приняли их за молодых мужчин и вступили с ними в схватку. После долгой битвы был заключён мир, и некоторые скифские юноши вступили с амазонками в брак.

Образовавшееся новое племя переселилось за реку Танаис (современная река Дон) и стало именоваться савроматами. Женщины и мужчины носили одинаковую одежду, вместе верхом выезжали на охоту, выступали в поход.

«Девушка не могла выйти замуж, пока не убьёт врага, а «некоторые умирают старухами, так и не выйдя замуж, потому что не в состоянии выполнить обычай» (Геродот, древнегреческий историк).

«У них нет правой груди, ибо ещё в раннем их детстве матери их, раскалив приготовленный именно с этой целью медный инструмент, прикладывают его к правой груди и выжигают, так что она теряет способность расти, и вся сила и изобилие переходят в правое плечо и руку» (Псевдо-Гиппократ, античный автор).

«Девочки должны у них стрелять из лука, ездить верхом и охотиться; обязанность достигших зрелости девушек – убить врага, так что преступлением считается не убить никого, и это наказывается безбрачием» (Помпоний Мела, римский географ).

Друзья, ответьте на ВОПРОС. В Золотой кладовой Губернаторского музея хранятся золотые украшения, серебряные блюда, предметы вооружения настоящей сарматской амазонки. В каком году было найдено захоронение сарматской Царицы?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Все загадки и вопросы можно найти по хештегу #жилабылацарица

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Прекрасный образ сарматской воительницы запечатлела Ольга Нагорная. Её картины можно увидеть на выставке живописи и графики "Сарматы – легенды степи" в галерее музея в мегамолле "Армада".

 


 

Дорогие друзья, напоминаем, что все вопросы и задания вы можете найти по хештегу #жилабылацарица.

Центральное погребение №5 Филипповского некрополя. Общий вид после расчистки.

Спустя почти 2500 лет о загадочной сарматской культуре нам рассказывают археологические находки из Филипповских курганов.

Так же как в Древнем Египте, где память о фараонах увековечивалась огромными пирамидами, так и сарматы воздвигали гигантские курганы, которые и по сей день видны за многие километры.

В соответствии с представлениями о загробном мире, в курганы вместе с умершими укладывали вещи, которые должны были служить им после смерти. В мужских захоронениях встречается оружие (мечи, кинжалы-акинаки, копья, наконечники стрел и луки), в женских – орудия труда и украшения. Но иногда и у женщин находят предметы вооружения и конской упряжи.

А теперь, ВОПРОС: почему в женских погребениях археологи находят оружие?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Самый активный участник нашей игры сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Дорогие друзья, а мы продолжаем узнавать новые тайны сарматской Царицы!

Все вопросы и задания вы можете найти по хештегу #жилабылацарица

Филипповский курганный могильник – уникальный памятник археологии на территории Илекского района. Все курганы сооружались в относительно короткий исторический период, в пределах одного столетия. Два из них достигали огромных размеров – около 80 м в диаметре и более 8 м в высоту. Поэтому их даже называют царскими! Да и остальные курганы нельзя назвать рядовыми, они содержали много интересных находок.

Погребальные ямы достигали в глубину около 2 -2,5 м. К ним вели особые ходы – дромосы. Дромос – в переводе с греческого, «путь», особый коридор, ведущий в погребальную камеру гробницы или кургана.

Например, в кургане 4 центральная гробница имела площадь 84 кв м. В центре располагался глинобитный очаг. Там разводили огонь во время погребального ритуала. Сверху погребальная яма была перекрыта слоями брёвен и напоминала шатёр или крышу.

Это был самый настоящий дом – стены, крыша, вход, очаг. И конечно, сами обитатели дома – погребённые знатные сарматы и сарматки.

А теперь ВОПРОС! Сколько всего курганов в Филипповском могильнике?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

 


 

Приветствуем вас, друзья!

Готовы ответить на новый вопрос?

Напоминаем, что предыдущие загадки и задания вы можете посмотреть по хештегу #жилабылацарица

Начало археологических раскопок Царского кургана Филипповского некрополя

Мы уже говорили о том, что уникальным артефактам, обнаруженным в Филипповских курганах, почти 2500 лет. Но как же археологи узнали возраст этих предметов? Ведь на древних вещах нет надписи о времени их изготовления.

Оказывается, в археологии существует два основных типа определения возраста находок: абсолютная и относительная хронология.

Абсолютная хронология с помощью специального оборудования и компьютерных программ определяет точную дату существования археологического памятника. В этом помогает химия, физика, геология, биология.

Относительная хронология не так точна. Она определяет время существования артефакта относительно других: существовали ли они раньше, позже или одновременно.

Большое значение во время раскопок для археологов имеет изучение расположения культурного слоя.

Итак, ВОПРОС. Что такое культурный слой?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Самый активный участник нашей игры сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Сегодня нас ждёт 11-ая загадка от сарматской Царицы.
Предыдущие загадки вы можете посмотреть по хештегу #жилабылацарица

Мы выяснили, что археологи, словно настоящие сыщики, по отдельным фрагментам и следам восстанавливают прошлое человечества. Археология не просто изучает древнюю историю и культуру. Она помогает понять нам – современным людям – как развивалось человеческое общество на протяжении тысячелетий, какие изменения произошли с ним, а в чём люди остались прежними.

Сегодня мы поговорим об археологических памятниках. В отличие от памятников, которые мы можем видеть на улицах нашего города, археологические памятники – это места, где были обнаружены следы деятельности человека в прошлом.

К археологическим памятникам относятся и пышные дворцы, и грандиозные египетские пирамиды, и маленькие остатки кострищ, у которых всего одну ночь грелись древние люди, и, конечно, сарматские курганы.

Что такое курган? Это погребальный памятник, место, где хоронили людей и совершали поминальные обряды. Изучая их, археологи могут узнать не только о религиозных представлениях сарматов, но и о их быте, укладе жизни.

Курган состоит из двух частей: внешняя (заметное издалека в бескрайней степи возвышение или холм) и внутренняя (само погребение, что скрыто под насыпью).

Внешне курганы очень разные. Они могут иметь вид земляных холмов разных размеров, могут быть сложены из камней или земли и камней. Одни курганы пологие, другие с крутой или ассиметричной насыпью.

А теперь ВОПРОС: как называются самые известные сарматские курганы в нашем крае? Подсказка на фотографии.

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Напоминаем, что самый активный участник нашей игры сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Добрый день, дорогие детективы! Сегодня уже 10-ая загадка нашей игры!

Поэтому пришло время поговорить о тех, благодаря кому мы можем увидеть уникальные артефакты сарматского времени в губернаторском музее!

Вы уже догадались о ком пойдёт речь?

Конечно, о самых настоящих детективах прошлого – археологах!

Как много скрыто под землёю,
Что в глубине её лежит
И сколько чудного порою
Земля в себе от нас таит, –

Об этом знает археолог,
Что в почве поиски ведёт.
Предмет какой или осколок
Старинной вещи вдруг найдёт,

Он представляет, словно где-то
Владелец этого предмета
Поблизости уже стоит
И с ним вот-вот заговорит…
Шалаева Г. П.

Курган № 13 Филипповского могильника. Древние подземные грабительские ходы и погребальная камера. Общий вид после расчистки.

Именно благодаря этой интересной профессии мы можем многое узнать о нашем далёком прошлом. Археологи "читают" историю по добытым из глубин земли источникам. Если бы не археологи, мы бы так никогда и не узнали, что много тысяч лет назад жили древние люди, какими они были и чем занимались. Их находки бесценные и очень хрупкие. Часто они требуют многолетней реставрации, и только потом попадают в музей.

А теперь ЗАДАНИЕ! Назовите имена прославленных археологов нашего края.

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Напоминаем, что самый активный участник нашей игры сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Сегодня наша загадка будет о предмете, окутанном тысячелетней таинственной и порой мистической историей – о ЗЕРКАЛЕ.

На протяжении тысячелетий зеркала являлись символами необъяснимой силы и сопровождали своих владельцев как при жизни, так и после смерти. При раскопках сарматских курганов было обнаружено множество зеркал, которые теперь выставляются в губернаторском музее.

Фрагмент экспозиции "Археологическое наследие Оренбургского края" (ОГИКМ)

Одно из них, с золотой ручкой в зверином стиле, принадлежало самой сарматской Царице!

Отличительной чертой бронзовых зеркал, обнаруженных в нашем крае, является высокое содержание олова и валик по краю диска.

Остаётся догадываться как сарматы настолько искусно обрабатывали литую бронзу, содержащую 20% олова, ведь она очень твёрдая и хрупкая. Это так называемые зеркальные бронзы, обладающие высокой твёрдостью, хорошо полируемые и не тускнеющие на воздухе.

Приходите в музей и сможете увидеть своё отражение в зеркале, которому почти 2500 лет!

А теперь ВОПРОС: из каких металлов помимо бронзы сделаны сарматские зеркала, представленные в экспозиции губернаторского музея?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Напоминаем, что самый активный участник нашей игры сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
 


 

Здравствуйте, музейные детективы! Специально для вас новая загадка в это воскресное утро!

Мы уже поговорили о конях, львах, оленях, горных козлах. Сегодня нам предстоит новое музейное расследование. Мы попытаемся понять предназначение очень интересного предмета, сделанного в виде быка.

На фотографии вы видите бронзовую фигуру. Она сильно окислилась, но мы сразу узнаём быка. Но он необычный, правда? Обратите внимание на его горб. Такой дикий горбатый бык называется ЗЕБУ и обитает на территории Индийского субконтинента. Зебу у многих народов считался священным животным. Его изображение можно увидеть на гербе Мадагаскара.

Неудивительно, что это животное привлекло внимание и сарматов. Бык лежит, подогнув под себя ноги. У него большие рога и маленькие уши, а на крупе рельефно показан загнутый длинный хвост с кисточкой. Под слезницей правого глаза изображена прочерченная слеза. В районе шеи и груди располагается носик, а внутри фигура полая.

А теперь ВОПРОС, наши дорогие детективы!
Как вы думаете, для чего предназначался этот уникальный предмет?

Ждём ваши теории и предположения в комментариях в нашей группе ВК!

Напоминаем, что самый активный участник нашей игры сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Дорогие друзья, а мы продолжаем узнавать новые тайны сарматской Царицы!

Вы уже заметили как сарматы любили изображать на украшениях, предметах быта или вооружения различных животных? Это и олени с ветвистыми рогами, и тигры с оскаленными пастями, и гибкие пантеры, и бараны-архары.

Такой стиль изображения называется "звериный стиль". Он характерен для всех кочевнических культур VII–IV вв. до н. э. и отличается автономностью образа, слиянием животного с формой предмета, деформированием фигуры и приданием ей фантастических черт.

Звери будто сплетены в клубок, кошачьи хищники терзают травоядных животных, олени подогнули ноги и откинули на спину огромные рога. Часто одно изображение плавно переходит в другое, и разобрать образы достаточно сложно.

   

На фотографии вы видите нагрудную бляшку (лицевая и обратная сторона), сделанную из рога. Рассмотрите её внимательно.

Сколько животных вы видите на обеих сторонах бляшки?

Напоминаем, что самый активный участник нашей игры сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

Дорогие друзья, а мы продолжаем узнавать новые тайны сарматской Царицы!

Что общего между барельефами в древней столице Персидской империи и Оренбургским краем?

Конечно же, загадочные сарматы!

Ольга Нагорная "Скифы и сарматы перед походом против Дария"

Персеполь — это уникальный памятник древнеперсидской архитектуры VI–IV вв. до н. э., внесённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его величественные дворцы украшали рельефы на огромных гранитных плитах, разноцветные изразцы, монументальная скульптура. Персеполь погиб от пожара во время похода на Средний Восток Александра Македонского. Но время сохранило высеченные на камне рисунки, по которым учёные узнали об обычаях и традициях той далёкой эпохи.

Фрагмент рельефа из дворца в Персеполе

На одном из барельефов изображены двадцать три группы представителей различных подвластных персам народов, идущих, чтобы преподнести свои царские подарки: животных, ткани, изделия из металлов, вазы, амфоры.

А теперь самое удивительное! Точно такая же амфора, что и на барельефе, была найдена в Филипповском кургане!

Фрагмент серебряной амфоры из Филипповского кургана

Ручка сосуда имеет носик-слив и украшена изящной фигуркой горного козла. Она полая внутри, совсем как носик у чайника! Однако, в древности амфора была двуручной. С противоположной стороны сохранился след от отломленной ещё 2500 лет назад симметричной ручки.

Итак, у нашей амфоры только одна ручка. Согласитесь, с точки зрения историка, это даже ещё интереснее!

А теперь, ВНИМАНИЕ, наши музейные детективы! Почему у сосуда только одна ручка? Как вы думаете, при каких обстоятельствах она была утрачена?

Ждём ваши теории и предположения в комментариях в нашей группе ВК!

Напоминаем, что самый активный участник нашей игры сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

А мы продолжаем разгадывать тайны и загадки сарматской Царицы!

Вчера многие из вас правильно ответили на вопрос о том, как сарматы украшали своих коней. Поэтому сегодня мы немного подробнее расскажем о верном друге кочевника – быстроногом скакуне.

Конь не только мог спасти жизнь в бою. Он был символом силы и богатства, давал пищу, питьё, одежду. Конечно, сарматские лошади отличались от высоких длинноногих коней, которых мы сейчас можем увидеть на ипподроме. Они были невысокого роста, с большой грубой головой, короткой шеей и крепкими костистыми ногами.

Как описывали сарматских коней современники? 

"Можно отнестись к ним с полным презрением... но зато они выдерживают какие угодно труды; борзый, рослый и горячий конь выбивается из сил, а эта малорослая и шелудивая лошадёнка сначала перегоняет того, затем оставляет далеко за собой..." (Флавий Арриан, древнеримский военный и политический деятель).

"Кони, способные к сколь угодно долгим скачкам" (Овидий, римский поэт).

"Сарматы проезжают обширнейшие пространства, сидя на проворных и покорных конях; они ведут по одному, а иногда и по два коня, чтобы, меняя упряжных, сохранить им силы" (Аммиан Марцеллин, древнеримский историк).

"Лошадьми они пользуются не только для войны, но также приносят их в жертву местным богам и питаются их мясом. Собрав их копыта, они их очищают и, разрезав на части, делают из них пластинки, похожие на чешую драконов".Из них получается панцирь, который выдерживает удары мечами и копьями (Павсаний, древнегреческий писатель и географ).

Лошади сарматов были приучены к жизни в суровых условиях зимнего времени. Они даже имели сноровку действовать на льду вместе со своими ездоками.

Такие кони сами добывали себе корм под снегом. Кони, находившиеся в табунах на пастбище, были более ретивыми и непослушными, чем, например, животные римлян, содержащиеся в конюшнях, поэтому кочевники их кастрировали.

У сарматов был обычай клеймить своих лошадей. В качестве клейма использовался символ – тамга. Он был гербом или личной эмблемой воина. Тамга обычно ставилась на бедро или плечо животного.

ВНИМАНИЕ, ЗАДАНИЕ! Нарисуйте сарматского коня!

Ждём ваши работы в комментариях в нашей группе ВК! Или в Instagram с хештегом #жилабылацарица

Уровень мастерства не важен, творите в удовольствие!

Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!! Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

А для вдохновения полюбуйтесь чудесной картиной Ольги Нагорной, которую можно увидеть на выставке живописи и графики "Сарматы - легенды степи" в гелерее музея в мегамолл "Армада".

 


 

Добрый день, музейные детективы!

Мы продолжаем разгадывать тайны сарматской Царицы!

Напоминаем, что каждый день мы будем предлагать вам ответить на вопрос или выполнить задание. Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!!

Совсем скоро наступит лето. Синоптики обещают, что оно будет жарким. А вот далёкое лето 1911 года в Южном Приуралье выдалось голодным. Крестьянин Олифер, проживавший в деревне Прохоровка в 140 км севернее Оренбурга, вспомнил виденные им на родине раскопки древних захоронений. Тогда под руководством профессора местные крестьяне, нанятые им, раскапывали насыпь кургана и доходили до могилы. После этого профессор отсылал их на другие курганы, а сам доставал из могильной ямы богатые золотые украшения.

Такие же курганы находились на земле Олифера близ Прохоровки. По ночам над ними зажигались непонятного происхождения огни. Однажды ночью крестьянин со своими сыновьями начал раскапывать один из курганов. Там были обнаружены две серебряные чаши, одну из которых можно увидеть в экспозиции нашего музея.

Серебряное блюдо. Курган у с. Прохоровка, Шарлыкский район, III-II вв. до н. э.

Благодаря действиям местного пристава Филатова, самовольные раскопки были остановлены. Предметы у грабителей конфискованы и направлены для исследования в Музей древностей Оренбургской учёной архивной комиссии.

Теперь каждый посетитель музея может собственными глазами увидеть древнеперсидскую чашу, которой 2500 лет. Сарматы использовали её для украшения коня, пробив в ней несколько отверстий.

ВНИМАНИЕ. ВОПРОС! Какой предмет конского снаряжения заменяла персидская чаша?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

 


 

Доброе утро, наши дорогие подписчики!

Вы уже проснулись и готовы ответить на новый вопрос нашей игры?

Напоминаем, что каждый день мы будем предлагать вам ответить на вопрос или выполнить задание. Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!!

Пожалуй одной из самых любимых скульптур нашего города является Сарматский олень на улице Советской.

Признайтесь, кто тёр ему нос на счастье? Но это далеко не единственное изображение оленя в сарматской культуре. В губернаторском музее хранятся древние золотые ювелирные украшения с ветвисторогими красавцами.

Накладка на венчик деревянного сосуда. Золото, резьба по листу, гравировка. Высота 6,8 см, ширина - 4,7 см. Место находки: курган 4, погребение 3 Филипповского могильника. Вес: 24,65 г, гвозди - 3,21 г.

Например, в Золотой кладовой вы можете увидеть накладку на чашу с изображением сарматского оленя. Это украшение было обнаружено среди тлена от деревянного сосуда и датируется 5-4 вв. до н. э.

Накладка загнута и крепилась к венчику чаши с помощью маленьких золотых гвоздиков через отверстия. Отверстий 28, а гвоздиков сохранилось всего 5.

Изображение плоское. Длинная горбоносая голова оленя повёрнута назад, а сам он широко шагает на узорных ногах. Каплевидной прорезанной фигурой показана пасть и глаз, ноздри завитком, а уши торчат параллельно друг другу в кольце рога. Огромные ветвистые оленьи рога на концах превращаются в головы хищных птиц с круглыми глазами.

Накладка выполнена из золота 900 пробы в технике гравировки и резьбы по листу. Высота её почти 7 см.

А теперь ВОПРОС: почему образ оленя был так популярен у сарматов?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

 


 

Добрый день, музейные детективы!
Мы продолжаем разгадывать тайны сарматской Царицы!

Напоминаем, что каждый день мы будем предлагать вам ответить на вопрос или выполнить задание. Самый активный участник сможет посетить занятие мобильной археологической лаборатории "Жила-была царица..."!!!

В Золотой кладовой губернаторского музея вы можете увидеть настоящего сарматского льва, которому почти 2500 лет! И не одного, а двух!


Гривна, золото, литье. Размеры: 15,4х16,6 см, выстота фигур - 1,8 см.
Найдена в кургане 4 Филипповского могильника, погребение 4, на шее женщины.

Два льва находятся на концах гривны – древнего украшения из коллекции сарматского золота.

Этот знак царского отличия в виде обруча, носившегося на шее, принадлежал девушке. Он был найден в парном захоронении Филипповского могильника.

Гривна цельнометаллическая, сделана из литого золотого прута с рифлёной поверхностью. Фигуры лежащих львов объёмные, их передние лапы подогнуты под грудь, а задние вытянуты. Головы повёрнуты влево, перпендикулярно оси туловища и обрамлены короткой гривой. Пасти у львов полуоткрыты, а глаза выпуклые. Рёбра показаны ёлочкой. Размер гривны примерно 15 на 16 см. Вес – около 400 г. Это золото 958 пробы.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет, отсюда и произошло второе значение слова - денежная и весовая единица древнерусских и соседних с ними земель.

Итак, сегодняшний ВОПРОС! Благодаря какому культурному событию обладателями сарматских львов стали Сергей Безруков, Лариса Удовиченко, Сергей Шакуров, Александра Ребенок, Александр Прошкин и многие другие?

Ждём ваши ответы в комментариях в нашей группе ВК!

Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

 


 

В залах губернаторского музея вы можете увидеть реконструкцию облика сарматской царицы, обнаруженной в 2013 году при раскопках Филипповского кургана.

Конечно, спустя 2500 тысячи лет, ткань в силу наших климатических условий не сохраняется. Но благодаря научным исследованиям, мы знаем, что царица была похоронена в роскошном праздничном наряде, расшитом множеством золотых нашивок и подвесок-амулетов из ископаемых акульих зубов.

На сарматке была шаль, которая спереди закрывала голову и верхнюю половину туловища, а сзади прикрывала спину. Плащ или свободная накидка, украшенная на спине фигурными вышивками из цветного бисера и мелких бусин.

Платье с длинными прямыми рукавами, высоким декоративным разрезом спереди и шнуровкой на левой стороне. Его поверхность и оба рукава от плеча до кисти украшены нашивками в зверином стиле.

Общее число золотых украшений одежды - более одной тысячи!

А теперь ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ: нарисуйте нашу таинственную древнюю царицу!

Ждём ваши работы в комментариях в нашей группе ВК или в Instagram с хештегом #жилабылацарица. Уровень мастерства не важен!
Творите в удовольствие!

Проект реализуется победителем конкурса «Музей 4.0» благотворительной программы «Музей без границ» Благотворительного фонда Владимира Потанина.