Министерство культуры Оренбургской области

Ленинградский завод №47

 

Чкаловская (Оренбургская) область была одним из регионов, который принял эвакуированное население, предприятия и культурные учрежденияЛенинграда. Наша область стала приютом для семи тысячленинградцев, вынужденных покинуть свой родной город. Путём эвакуации были сохранены тысячи жизней, крупные предприятия, архивные материалы и культурные учреждения. Перемещение на территорию Чкаловской области населения и предприятий способствовало созданию индустриальной базы нашего региона, эвакуация учреждений культуры — его культурному обогащению.

Одним из крупнейших эвакуированных предприятий в г. Чкалов в годы Великой Отечественной войны стал Ленинградский авиаремонтныйзавод, впоследствии авиационный№ 47. Сегодня это АО «Производственное объединение “Стрела”».

По решению Государственного комитета обороны от 11 июля 1941 года и плану Военного Совета Северного фронта в июле–августе из Ленинграда в глубокий тыл было вывезено 92 крупных предприятий. В конце июля пришло указание о срочной эвакуацииЛенинградского завода 47. На плечи руководства, и в первую очередь директора Якова ЕмельяновичаШаройко и главного инженера Сергея Константиновича Травина, легла ответственность за эвакуацию завода, его оборудования и людей.

Директор авиационного завода 47 Я. Е. Шаройко

Началась круглосуточная подготовка к эвакуации. Расчёты показали, что потребуется 6–7 эшелонов для перевозки оборудования, оснащения, заделов, материальных ценностей и работников завода с их семьями.

Первый эшелон с оборудованием завода ушёл 31 июля. Начальником его былназначен С. К. Травин. В первую очередь эвакуировалось оборудование механического, штамповочного, сборочного цехов. Второй эшелон под руководством Г. П. Медникова отправился чуть позже, 6 августа. В нём находилось имущество инструментального и деревообделочного цехов, заделы производства и оснащение. В состав эшелона вошло более пятидесяти четырёхосных вагонов, их замыкали три платформы с зачехлёнными самолётами. В теплушках были размещены 1 200 человек. Такой тяжёлый состав тянули три паровоза.

Главный инженер авиационного завода 47 С. К. Травин

Несмотря на то, что враг уже был близко от Ленинграда, рабочие завода не хотели эвакуироваться. Людям верилось, что через месяц-другой они вернутся назад. Возможно, такому настрою способствовало и то, что из личных вещей разрешалось брать только самое необходимое. Перед отправкой эвакуирующимся было строго запрещено до Москвы открывать в вагонах окна и двери, чтобы немецкие лётчики не могли заметить людей. Враг уже бомбил Октябрьскую железную дорогу, многие станции были разрушены и горели.
Последний поезд под руководством Я. Е. Шаройко прибыл на место назначения 3 сентября 1941 года. К этому времени уже была организована разгрузка прибывших эшелонов, транспортировка имущества и размещение людей.

Город Чкалов (Оренбург) стал новым местом прописки Ленинградского завода 47. Чкалов являлся крупным транспортным узлом и пунктом переработки транзитного грузопотока, идущего по железной дороге из Средней Азии, Казахстана, Урала, Сибири, западных районов и центра. Не последнюю роль в выборе места дислокации завода сыграли и действующее авиационное училище с его аэродромом, а также наличие ангаров, ставших первыми помещениями для размещения оборудования и производства самолётов.

Разгрузка вагонов производилась прямо в степи. Погода стояла тёплая. Многие заводчане тут же сооружали себе шалаши из подсобных материалов, где и жили первое время. Люди проявляли настоящий героизм, работали с раннего утра до позднего вечера без сна и отдыха.
8 сентября директор завода сообщил руководству Наркомата, что число эвакуированных составило 3 608 человек, в том числе: 1 700 рабочих, ИТР и служащих, 1 730 членов семей и 176 человек из состава ремесленного училища 66. Одновременно с размещением завода в имеющихся помещениях на аэродроме началось строительство новых производственных корпусов. Заводоуправление временно разместилось в одном из домов на улице Краснознамённой.

Подготовка к пуску завода не прекращалась ни днем, ни ночью. И взрослые и молодёжь трудились с желанием быстрее возродить предприятие. И это событие совершилось 25 октября 1941 года— механический цех 4 начал производить первую продукцию для фронта. Эта дата стала днём рождения завода 47 на оренбургской земле.

В 1941–1943 годахусиленно ведётся строительство новых корпусов. В их сооружении участвовали все рабочие завода. Возглавлял строительство начальник объекта Ф. Ф. Прокофьев. Над созданием новых мощностей напряженно работали И. Я. Кособоков, В. М. Эпштейн, К. К. Казакевич, Т. С. Костылев, Л. И. Прохоров, Л. П. Соснов, И. Я. Механов.

Конструкторское бюро завода № 47. Совещание по увеличению выпуска самолётов ЩЕ-2

Несмотря на лишения военного времени, вне поля зрения руководства завода не остался жилищно-бытовой вопрос. В 1941–1942 годах для многодетных семей построены 3-х и 2-х этажные дома по улице Планерной и несколько отдельных двухквартирных домов по улице Челябинской (ныне пр. Победы).Весной было принято решение строить саманные дома своими силами вдоль периметра завода (ныне сквер по ул. Шевченко и Леушинской до пр. Победы). Ежедневно, при строительстве можно было наблюдать, как утром на повозке подъезжал начальник строительства И. Г. Паукер, лошадь выпрягалась и тут же использовалась для приготовления смеси под саман.

На предприятиях военной промышленности Указом ПВС СССР от 26.12.1941 года на период войны рабочие и служащие объявлялись мобилизованными и закреплялись для постоянной работы. Рабочий день был увеличен, отменены очередные отпуска, взамен которых полагалась денежная компенсация. Нельзя не поразиться трудовым героизмом рабочих, ИТР и служащих тех лет. Они в пять-восемь раз перекрывали нормы выработки, что считалось обычным делом.

В те годы были популярны лозунги: «Не выполнив заданий, домой не уходи», «Пообещал — сделай». Людям не хватало жилья, хлеба, одежды, в цехах — электроэнергии и тепла. Но рабочие, на пределе сил, делали всё возможное, чтобы обеспечить фронт боевой техникой.
О многом говорит выдержка из докладной записки Обкома партии на имя Председателя ГКО И. В. Сталина: «Завод пущен в эксплуатацию 01.10.41 г. На 01.12.1941 г. за 2 месяца завод поставил 110 самолётов УТ-2».

Газета «Чкаловская коммуна» 1 января 1942 года поместила статью под названием «Завод в степи», где отмечалось: «Подлинно трудовой доблестью отмечена деятельностью механика М. Травкина и его бригады, сутками не покидавших цех при установке и модернизации оборудования». 

Кадры пополнялись за счёт приема 15-ти и 16-ти летних ребят и девушек из города и близлежащих сёл, выпускников ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Завершив выпуск самолётов УТ-2, завод в середине 1942 года начал подготовку производства и освоение выпуска самолётов ЯК-6. Освоение и организация серийного выпуска этих самолётов проходили в предельно сжатые сроки.ЯК-6 представлял собой моноплан с двумя двигателями. Он мог использоваться и как штабной самолёт, и как ближний бомбардировщик.

Осенью 1943 года Государственный комитет обороны, за подписью И. В. Сталина, принимает решение об организации на заводе 47 серийного производства транспортно-десантных самолётов ТДС-1, разработки КБ главного конструктора А. Я. Щербакова. Вскоре самолёту присваивается индекс Ще-2. Он представлял собой высокоэкономичный самолёт, способный взлетать с любого неприспособленного аэродрома. Основным его назначением была быстрая переброска крупных десантов и грузов. 

Цех завода № 47. Самолёт Ще-2

За четыре года войны на фронт было отправлено 1 595 самолётов, притом за период с октября 1941 года по май 1945 года— 1 150 боевых самолёта. Предприятие выпускало учебно-тренировочные самолёты УТ-2, УТ-2М, УТ-2МВ, истребители ЯК-1 и ближние бомбардировщики ЯК-6 и ЩЕ-2. Ежедневно из цеха выходило по одному летательному аппарату.

По окончанию Великой Отечественной войны завод№ 47остался в Чкалове и продолжил выпуск авиационной техники. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 ноября 1945 года за успешное выполнение задания по выпуску оборонной техники Орденом Красного Знамени награждены 48 человек, 20 человек — Орденом Красной Звезды и «Знаком Почёта», 25 человек — медалями «За трудовую доблесть» и «Трудовое отличие».

В статье использованы фотографии из фондов Оренбургского губернаторского музея.

В подготовке статьи использовалась следующая литература:
1.    Трижды орденоносный— Отечеству. / Под ред. А. И. Бобровского, Д. А. Таракова.Оренбург, 2003 г. 135 с.
2.    Промышленность Оренбуржья — фронту! / Под ред. Л. И. Футорянского. Оренбург, 2005 г. 232 с.
3.    Место эвакуации — Чкаловская область. / Под общ.ред. С. М. Муромцевой. Оренбург, 2010 г. 320 с.