Онлайн-проект «Экспонат в объективе. Перезагрузка»

Уважаемые читатели! Вот и завершилась рубрика «Экспонат в объективе», в которой мы каждый день рассказывали вам об интересных предметах из экспозиции нашего музея.

С 1 июня мы начинаем новый онлайн-проект «Экспонат в объективе. Перезагрузка». В рамках проекта мы будем делиться с вами информацией об экспонатах, которые являлись героями выставок прошлых лет. Таким образом, мы вспоминаем прошедшие выставочные проекты, и в то же время продолжаем знакомить вас с новыми интересными экспонатами. Каждая неделя – новая «старая» выставка.

#КультураОренбуржья #КультураLIVE #ЭкспонатВОбъективе2 #Кукла #Детство

 

Портрет Емельяна Пугачева

Бюст Е. Пугачёва

Картина «Е. Пугачёв осаждает Оренбург»

Парадный фотопортрет губернатора Я. Барабаша

Фотография генерал-губернатора Н. А. Крыжановского

Портрет военного губернатора В. А. Перовского

Портрет Ивана Ивановича Неплюева

Кепка мужская синего цвета

Женская шляпка

Чувашский головной убор замужней женщины – «хушпу»

Татарский калфак

Традиционный мордовский головной убор - «сорока»

Офорт «Убийство Троцкого»

Личная печатная машинка Льва Троцкого

Детские рисунки Владимира Кибальчича

Коллекция книг Виктора Кибальчича

Портрет писателя, революционера Виктора Кибальчича

Учебник «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии: Курс законоведения для кадет. Корпусов»

Тряпичные куклы и куклы из лыка

Игрушка «Заяц с лыжами». 1970-80-е гг.

Мишка плюшевый. СССР, 1960-е гг. 

Кукла пластмассовая с подвижными руками и ногами. ГДР. 1950-е гг.

 


 

Начинаем рубрику с выставки «Жизнь должна дарить радость», которая была открыта для посетителей в музейной галерее «Лувр» мегамолл Армада с 26 октября 2018 по 15 января 2020 гг.

В экспозиции, посвященной юным гражданам нашей страны, их любимым увлечениям, занятиям и играм на протяжении XIX — ХХ вв., было представлено всего понемножку из мира детства. Дореволюционные и советские фотографии детей, книжки, игрушки, одежда, предметы быта - с их помощью посетители могли погрузиться в атмосферу крестьянского, дворянского и советского детства и узнать о принципах воспитания детей тех времен.

Сегодня мы расскажем о первом экспонате выставки – о любимой игрушке всех времён у девчонок - о кукле.

   

В фондах музея хранятся куклы, преимущественно изготовленные в нашей стране в 50-80-е годы прошлого века. Есть куклы большие и маленькие, пупсы, мягконабивные куклы. Все они очень добродушные и даже у взрослого человека вызывают только улыбку.

В центральных витринах выставочного зала представлены некоторые из них. Нам хотелось бы остановиться на кукле, которая была настоящим подарком для советского ребенка. Почему? Дело в том, что это кукла не отечественного производства, а импортная. Тогда у советских игрушек глазки были именно пуговками, и только дефицитные немецкие куклы имели стеклянные переливающиеся глаза, действительно похожие на настоящие. Советские дети увидели это чудо только в конце 40-х гг., когда на прилавках появились куклы из ГДР. Они стоили дорого. Немецкие куклы, привезенные после войны в качестве трофеев, были очень редки и хранились в семьях десятилетиями. В конце 80-х до СССР добралась кукла Барби. Тогда именно эта кукла стала самой желанной, а не кукла из ГДР.

Кукла пластмассовая с подвижными руками и ногами. Заводское производство, ГДР. 1950-е гг. Светлые волосы из синтетического волокна уложены в косы. Платье из шелка белого цвета с рисунком «в цветочек». На ногах носочки и белые башмачки из клеенки. Н – 56 см. Пластмасса, шелк, синтетический материал.

Эта кукла принадлежала жительнице Оренбурга Александре Коротаевой. Она была привезена её отцом из Германии в 1950-х гг.

 


 

Выставка "Жизнь должна дарить радость"

Каждый советский ребенок знал такую игрушку, как мишку. Это была советская игрушка. По мнению многих, в ней отражался дух Отечества, сила и мощь. Может, поэтому, она выпускалась в таком большом количестве.

Как говорилось, каждому советскому ребенку по плюшевому медведю!

Образ мишки, который мы знаем по сохранившимся экземплярам, сформировался в 30-40 гг. прошлого столетия. Медведи были плюшевыми, набивались опилками, ватой, другим материалом... Но это были такие милые, добрые медведи. Они сейчас сохранились в домашних и музейных коллекциях.

Вот и у нас в экспозиции был представлен такой раритет.

   

Мишка плюшевый.

Фабричное производство. СССР, 1960-е гг. Ткань, наполнитель.

Специальных материалов для мишек в СССР не выпускалось. В основном мишек шили из пушистой фланели и хлопкового плюша. Набивали мишек стружкой, опилками, ватой или шерстяным очесом. Последний вариант использовался достаточно редко, т.к. шерсть была дороже других вариантов набивки. Цвет всех мягких игрушек допускался только в духе «соцреализма». Яркие ткани и ткани с рисунком допускались только для игрушек в одежде, которая являлась составной частью игрушки и не снималась.

Наш музейный мишка с подвижными лапками и головой. Его голова просто пришита к туловищу. Изготовлена игрушка из коротковорсового плюша, набит ватой. Н – 34 см. Мишка черного цвета, в светлых клетчатых штанах. Глазки сделаны из черных пластмассовых бусин. Они пришиты к голове (на более поздних моделях специальные пластмассовые глазки просто приклеивали).

Этот мягкий симпатяга поступил в фонды музея совсем недавно – в 2011 г. от сотрудницы музея Александры Назаровой

 


 

Заяц. Эти милые старые советские игрушки…

В самые первые годы советской власти детские игрушки были незаслуженно обделены вниманием производителей. Государству было не до развлечений: приходилось стоить новую жизнь. Ну а подрастающее поколение строителей коммунизма довольствовались либо старыми игрушками, оставшимися в семье со времён царской России, либо самодельными деревянными или картонными кубиками и тряпичными куклами. В 1930-е годы появились первые небольшие артели по изготовлению детских игрушек в духе нового времени.
Вплоть до начала 1960-х годов все игрушки в СССР изготавливались исключительно из натуральных материалов: дерева, металла, каучука, плюша. Собственно, синтетики тогда и не было.

В 60-е годы производство детских игрушек в СССР было поставлено на промышленный поток. Вместо кустарных артелей в стране появились фабрики игрушек, а на многих крупных предприятиях открылись цеха по производству сопутствующей продукции, в ассортимент которой входили и детские игрушки. Появились и новые материалы для их изготовления: пластмасса, целлулоид, искусственный мех и … резина.

Один из сохранившихся образцов резиновой продукции был представлен на выставке.
Игрушка «Заяц с лыжами». Фабричное производство. 1970-80-е гг.
Резина, синтетическое волокно. Заяц в полный рост. Н- 31 см.

Одет в пёстрый свитер, штаны синего цвета. На лапах - черные ботинки. У зайчика большие розовые уши с пышными длинными волосами из светлого синтетического волокна. В лапах – лыжи.

 


 

   

На протяжении столетий соломенная, тряпичная кукла или кукла из лыка были связаны только с крестьянской культурой. Их изготовление ограничивалось рамками деревни, крестьянской семьи и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера.

В экспозиции можно было увидеть подобные игрушки - тряпичные куклы и куклы из лыка.

Как видно из самого названия, делали такие куклы-обереги из соломы, ткани или лыка. Для их украшения использовали кусочки полотна и разноцветные ленты. В старину подобные куколки считались сильнейшим оберегом, способным защитить от зла, как само жилище человека, так и его обитателей. Поэтому по традиции их делали безликими. Не имеющая лица куколка считалась неодушевленной вещью, а значит, в нее не могли вселиться злые силы, способные навредить людям.

Изготовление обережных куколок считалось исключительно женским занятием. Мужчины к данному занятию не допускались.

 


 

   

Детство – это не только игры и игрушки. Детство – это также время учёбы и получения новых знаний. Поэтому сегодня мы представляем книжку, которую с интересом читали в 19 в. оренбургские школьники – воспитанники Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса.

Перед нами - учебник «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии: Курс законоведения для кадет. Корпусов» / Проф. А. Мушников. - 2-е изд., испр. - Санкт-Петербург: типография М. Стасюлевича, 1889, 144 с.

Автор данного учебного пособия - Александр Александрович Мушников — российский военный юрист, учёный-правовед, педагог, профессор Военно-юридической академии.

Этот учебник был составлен им по поручению Главного управления военно-учебных заведений и служил обязательным руководством для кадетских корпусов и училищ. Необходимо отметить, что отечественное законодательство составляло особый предмет преподавания в военно-учебных заведениях — кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах. Оно было введено в них в 1830 г.

На титульном листе представленного в экспозиции экземпляра учебного пособия есть печать Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса, который был открыт еще в 1825 г. и назван в честь первого губернатора края И.И. Неплюева. Это говорит о том, что и в нашем кадетском корпусе, в VII классе, при двух уроках в неделю, также преподавались элементарные основы предмета, или, как озаглавлен учебник, "основные понятия о нравственности, праве и общежитии".

В введении пособия сообщается, что «главной целью преподавания этого предмета в названных заведениях поставлено своевременное сообщение юношам, оканчивающим здесь общее образование, правильных и ясных понятий о тех отношениях, в каких каждый человек неизбежно находится в семье, обществе и государстве, как равно и о том, что власть и закон представляют собой существеннейшие элементы всякого организованного общежития…».

Одну из главных задач своей работы автор видел в необходимости прояснения смысла морально-правовых понятий. Поэтому настоящее руководство состоит из трех отделов

- «Нравственность» («Нравственные обязанности» «Нравственные добродетели»)
- «Право» («Право субъективное», «Право объективное»)
- «Формы общежития» («Семейство», «Гражданское общество», «Государство»).

По мысли автора, «…элементарная часть законоведения, выясняя кадетам старшего класса основные юридические понятия, должна служить подготовительным курсом для успешного прохождения в военных училищах дальнейших частей этого предмета».

 


 

Сегодня мы начинаем рассказ о новой выставке «Кибальчичи: отец и сын». Эта выставка сейчас открыта в музее, но, к сожалению, посещение её пока не возможно.

Выставка приурочена к 130-летию со дня рождения писателя Виктора Кибальчича (псевдоним – Виктор Серж) и 100-летию художника Владимира Кибальчича (Влади).

Отец и сын Кибальчичи – люди удивительно интересной и неординарной судьбы. Экспонаты выставки раскрывают неизвестные страницы их жизни и творческого пути. Среди них – коллекция личных вещей, первые издания трудов В. Сержа и его переводы работ Льва Троцкого на французский язык, детские рисунки Влади и многое другое.

О наиболее интересных экспонатах выставки мы расскажем в течение этой недели.

Сегодня представляем портрет писателя, революционера Виктора Кибальчича, более известного под псевдонимом Виктор Серж.

Виктор Львович Кибальчич родился в 1890 году в столице Бельгии. Мечта о мировой революции вела его всю жизнь. Он видел всю Европу. В Бельгии, будучи ещё почти мальчишкой, стал социалистом. Во Франции связался с анархистами и отсидел пять лет за террористические проказы. Ещё во Франции он занимался ограблениями банков и инкассаторов с целью сбора средств для дел мировой революции. Литературную деятельность Виктор Кибальчич начинал как публицист, сотрудничая с анархистскими изданиями. Литературный псевдоним «Виктор Серж» он впервые использовал в 1917 году. И в том же году наступил момент, который определил всю его дальнейшую жизнь. Кибальчича сажают, а потом обменивают на французского офицера, задержанного в Петрограде. Так он попадает в Россию, на свою историческую родину.

Виктор Серж быстро становится полезным для революционной России человеком. Шлёт за рубеж свои статьи и книги о событиях в Стране Советов. Однако уже в 1928 году он был арестован по обвинению в принадлежности к левой оппозиции, а в 1933 году выслан в Оренбург.

Представленный на выставке портрет был написан его сыном Владимиром (Влади) в 1935 году, в годы ссылки в Оренбурге. В левом нижнем углу – подпись автора «Кибальчич», а в правом нижнем углу – время написания портрета «1935. 1. 18. Vlady».

Бумага, акварель. 17,5 х 23 см.

 


 

Выставка "Кибальчичи: отец и сын"

Мы продолжаем знакомить вас с жизнью и деятельностью Виктора Кибальчича (Сержа), отражённой в экспонатах нашей выставки.

И сегодня представляем коллекцию его книг.

В Оренбурге Виктор Серж продолжил литературную деятельность. По ночам он печатал свои романы, вызывая подозрение соседей, полагавших, что «бельгийский шпион» строчит агентурные донесения врагам Советской власти.

Вот что пишет Виктор Львович в своих воспоминаниях об Оренбурге: «В июне 1933 года, когда прибыли мы, здесь царили неописуемый голод, упадок и разруха…» «В развалинах церквей, – писал В. Серж, – на заброшенных папертях, на краю степи, в предгорьях Урала видели мы лежащих вповалку, медленно умиравшие от голода семьи киргизов…

Растительности почти никакой, зато на другом берегу Урала свежий, серебрящийся листовой лес. Невысокие пригожие деревенские домики. Две центральных европейского вида улицы Советская и Кооперативная (Кирова)…Руины взорванного кафедрального собора живописной грудой возвышались посреди площади…» Виктор Серж создал здесь три романа и несколько поэм. Однако, при выезде из СССР, они были изъяты и канули в недрах Главлита. Он так и не восстановил их, в отличие от поэм, одна из которых называется «Люди Урала». Правда, позже он написал новый роман «Полночь века», в котором, по его собственным словам, изобразил жизнь в Оренбурге.

В экспозиции представлены книги В. Сержа, в том числе первые (прижизненные) издания трудов писателя, переведённые на разные языки. Например, на французском языке «Судьба революции в СССР. 1917–1936 гг.». (Париж, 1937 г., 11,5 х 18,5 см), «Портрет Сталина» («Portrait de Staline») (Изд-во Бернара Грассэ. Париж, 1940 г., 12 х 18,8 см), «Люди в тюрьме» («Les hommes dans la prison») (Париж, 1930 г., 12 х 18,5 см) и др.

 


 

   

Выставка "Кибальчичи: отец и сын"

Сегодня мы познакомим вас с творчеством еще одного Кибальчича. С творчеством сына писателя Виктора Сержа Владимира Кибальчича (Влади), знаменитого художника, работы которого известны за пределами нашей страны.

Важное место в экспозиции занимают детские рисунки художника Владимира Кибальчича, написанные им в годы ссылки в Оренбурге в 1933-1936 гг. Ценность этих рисунков в том, что Влади запечатлел на них разные места нашего города. Например, можно увидеть рисунок «Оренбург. Никольская церковь». 1935 г. (Бумага, карандаш, 11,5х16,5 см.) или дом на ул. Кавалерийская в Форштадте.

Влади с отцом прожили в Оренбурге два года. Оренбург, возможно, стал бы последним пристанищем Сержа, если бы ему не разрешили уехать за границу в 1936 г.

В Оренбурге семья жила впроголодь. Виктор Серж получал 30 рублей в месяц, их едва хватало на оплату жилья. Спасали средства, которые присылали товарищи из Франции. Франки можно было поменять на продукты питания или рубли в «Торгсине» на улице Советской. Пятнадцатилетнему Володе, зная его любовь к рисованию, друзья отца иногда присылали бумагу для акварелей. Он рисовал дом на улице Кавалерийской 33, в котором семья проживала, отца, знакомых, бывавших в гостях, окрестности Оренбурга, Урал и раскинувшуюся за ним рощу. Сейчас, кое-что из этих работ можно увидеть в престижных выставочных залах столицы Мексики – Мехико.

Рисункам Влади повезло. Удивительно, но он смог сохранить их в годы бельгийской, а затем французской эмиграции, провез через лагеря и пересыльные пункты Мартиники, Панамы и Доминиканской республики.

 


 

Друзья! Сегодня мы вас познакомим с интереснейшим экспонатом выставки - «Кибальчичи: отец и сын». Это личная печатная машинка Льва Троцкого. Именно на этой машинке печаталась его последняя книга «Сталин».

Интересна легенда представленного в экспозиции раритета.

Писатель Виктор Кибальчич (Виктор Серж) был хорошо знаком с Троцким, переводил его труды на французский язык. После убийства опального оппозиционера в доме-крепости Троцкого в Койокане (окраине Мехико) Кибальчичи долгое время поддерживали связь с семьей. Тогда же Наталья Седова, вдова убитого, принесла печатную машинку Владимиру Кибальчичу (Влади), чтобы он перепечатал тексты Льва Давыдовича для биографии, которую писал Исаак Пейгер в Англии. В третьем томе не доставало кое-каких данных. Влади вспоминал, что на все его напоминания Наталье Ивановне о машинке, она отвечала: «Пусть – у Вас». Много лет спустя она уехала в Париж, где вскоре умерла. Так печатная машинка и осталась в семье Кибальчичей.

Влади всегда чувствовал большую ответственность за нее. В свое время отказался отдать машинку дому-музею Троцкого в Мехико. В 2002 г. он решил безвозмездно передать столь ценный экспонат в Россию, а именно в фонды Оренбургского губернаторского музея. С тех пор этот раритет является ценностью музейного собрания.

 


 

В завершении этой недели представляем еще один экспонат выставки -

Офорт «Убийство Троцкого».

Художник Влади. 2000-е гг., Мексика. Бумага, тушь.

Влади всю свою жизнь придерживался коммунистических взглядов и был близок к идеям своего отца Виктора Сержа. В его творчестве особое место занимает личность Льва Троцкого.

Представленный на выставке офорт очень интересен и, пожалуй, не сразу понятен в художественном отношении. В своей работе Влади запечатлел основные вехи жизни Л. Троцкого. Рабочий кабинет в Мехико: Троцкий за рабочим столом, он же в форме красноармейца витает в воздухе. Наталья Седова-Троцкая со смертельно раненым мужем на полу возле стола. Вокруг предметов, бумаг на столе, мотков магнитофонной пленки, между ножек стола и стула всюду вихри и световые отскоки. Возникает поход, символизирующий неукротимый ход истории: библейские персонажи, революционеры, мусульмане, мексиканцы, русские, карфагеняне и, наконец, циновка, разваливающаяся на полу у ног двух стариков, уже ушедших из театра истории.

Самое неожиданное – центральная фигура. «Рисуя Троцкого, что-то пишущего своей бородкой, я просто развлекался, - пишет Влади. – Все равно это сотрется. Но таким он остался и до сегодняшнего дня».

 


 

На этой неделе мы вспоминаем выставку «Всё дело в шляпке». Это был коллекционный показ головных уборов XIX – середины XX вв.

Для жителей многонационального Оренбуржья, прежде всего, были интересны национальные головные уборы, представленные в центральных витринах выставочного зала. Среди них - мордовская «сорока», татарские тюбетейки, калфаки и пр., интересные как с исторической, так и с художественной точки зрения. Здесь же можно было увидеть типичные образцы женских и мужских шляп конца XIX – середины XX вв.

Презентация выставки "Всё дело в шляпке" состоялась в 2012 г. Сегодня мы представляем вам пять наиболее ярких её экспонатов.

Знакомство с музейными раритетами мы начнем с традиционного мордовского головного убора - «сороки». Это старинный головной убор замужней женщины, представляющий собой своего рода чепец с высоким очельем, носившийся на твердой основе. Его налобник, плотно вышитый красно-коричневыми и черными нитями, декорировался позументом, рядами блесток, разноцветного бисера, цепочек.

Представленная в экспозиции «сорока» является ярким экспонатом этнографической коллекции музея. Она изготовлена в ручную из домотканного холста. Основная часть выполнена в форме прямоугольного чепца. Длинный позатылень, спадавший на спину, украшен ручной вышивкой в технике «эрзянского шва». Нижний его край украшен красным бисером и металлическими цепочками. Конец XIX – начало XX в.

Головной убор был приобретен у жительницы нашей области М. Н. Ермаковой в 2006 г., в ходе организованной музеем этнографической экспедиции.

 


 

Выставка "Всё дело в шляпке"

Поскольку наш край до сих пор является многонациональным, то сегодня речь пойдет еще об одном национальном головном уборе.

Татарский калфак. Это женский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар. Он стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером.

Представленный в экспозиции калфак, напоминающий, по сути, колпак, сшит из однотонного бархата темно-коричневого цвета. Лицевая его часть, декорированная металлическими блестками, металлическим шитьем и медными монетами, украшена особенно популярным мотивом с плавно изогнутой ветвью. Нач. ХХ в.

В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчёркивавшим национальность женщины.

О воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки.

 


 

Выставка "Всё дело в шляпке"

На нашей выставке был представлен еще один головной убор, имеющий довольно интересное название – «хушпу». Это чувашский головной убор замужней женщины, имеющий цилиндрическую форму. Обязательной его деталью является наспинная часть хуре — «хвост» из красного материала, украшенная монетами, бисером, бахромой.

В старину хушпу изготавливали из нескольких слоев грубого стеганого холста, богато расшивали монетами, для оттенения чуть-чуть пришивали бусы и бисер. В украшении хушпу важное значение придается свободно висящим деталям и монетам. Такие украшения использовались мастерицами не случайно, ведь считалось, что они обладают магическими свойствами. Зачастую к хушпу замужние женщины покрывали голову сурпаном – белой полосой тонкого холста с орнаментированными концами, причём существовало огромное разнообразие способов его ношения.

Представленный на выставке головной убор имеет форму усеченного конуса с «хвостом», ниспадающим на спину. Основа хушпу изготовлена из кожи, обшита кумачом и декорирована монетами и бисером разных цветов. «Хвост» также украшен монетами, сердоликом и стеклом. Ручная работа. Нач. ХХ в.

Как и другие предметы этнографической коллекции, этот красивый головной убор поступил в фонды в ходе музейной экспедиции по районам области.

 


 

Выставка "Всё дело в шляпке"

Сегодня предлагаем вашему вниманию коротенький рассказ, посвященный тому, что же граждане СССР носили на своих головах!

Если говорить о привычных для нас женских головных уборах, то, без сомнения, наиболее известными является шляпа и различные её вариации. В 1920-е годы красные косынки пришли на замену широкополым шляпкам царских времен. Но шляпки, как и прежде, продолжали пользоваться успехом и женщины, особенно в городах, с удовольствием их приобретали. В те времена, для женщин которым за тридцать, появиться на улице с непокрытой головой считалось дурным тоном. Материал шляпок был разным: фетр, солома, шелк, мех, шерсть. В продаже были береты, меховые шапочки, легкие варианты на лето и панамки, отвечающие практическим требованиям - естественность, простота и удобство.

В кинематографе женские головные уборы символизировали элегантность. Например, в фильме «Весна» у актрисы, играющей директора института, на голове скромная «таблетка», а у прислуги Маргариты Львовны - высокая шляпка, обрамленная длинной элегантной вуалью.

На нашей выставке была представлена не менее оригинальная и изысканная шляпка, которая вполне могла бы украсить героиню советского фильма. Это женская шляпка, изготовленная из фетра бордового цвета. Форма круглая. Затылочная сторона гладкая, а лицевая сторона, напротив, декорирована стилизованным бантом из того же фетра, что и придаёт шляпке элегантный образ. Фабричное производство, 1940-е гг.

Этот головной убор поступил от сотрудницы музея Хабибуллиной Д.Р. в 1998 г.

 


 

   

Выставка "Всё дело в шляпке"

Во времена Советского Союза головные уборы для мужчин были неотделимой составляющей костюмов. Материал и цвет поражали разнообразием: фетр, солома, шерсть, замша, велюр, подкладка из шелка и сатина. Формы головных уборов также не оставляли равнодушными советских мужчин - кепки, фуражки, панамы и тюбетейки. У руководителей страны так же были свои предпочтения в выборе головных уборов: Ленин носил кепку, Сталин предпочитал фуражку, Хрущев, хоть и не любил интеллигенцию, но покрывал голову фетровой шляпой, а летом иногда и простой соломенной панамой. У людей в советском союзе, в 1950-60 годы, сложилось понятие, что если человек в шляпе, значит, принадлежит к интеллигенции.
На выставке был представлен, пожалуй, один из самых распространённых мужских головных уборов – кепка. Уже к началу ХХ века она получила огромную популярность. Широкий слой населения мог себе ее позволить. Дешево и стильно — а что ещё нужно? В России кепка была в основном предметом гардероба крестьян и рабочих.

В экспозиции – кепка мужская синего цвета. Дерматин, картон, х/б ткань. Фабричное производство. 1950-е гг. Этот головной убор принадлежал Кулькову Михаилу Николаевичу, первоцелиннику сельхоза «Кульминский» Кваркенского района. В 1979 г. он передал его в музей.

 


 

   

2019 год был отмечен важной исторической датой – 275-летием образования Оренбургской губернии. В рамках празднования этого знаменательного события, в нашем музее состоялось открытие выставки «Устроители земли Оренбургской».

Материалы экспозиции рассказывали оренбуржцам о тех выдающихся руководителях края, кто своей деятельностью способствовал освоению и заселению новых земель, созданию населённых пунктов на бескрайних степных просторах, развитию экономики и налаживанию политических связей с соседями. И. И. Неплюев, П. П. Сухтелен, В. А. Перовский, Н. А. Крыжановский и др. – это неполный перечень главных начальников края, чьи имена навечно вписаны в историю Оренбуржья.

На этой неделе мы вспомним лица оренбургских губернаторов XVIII – нач. XX века и узнаем об их вкладе в развитие и благоустройство региона.

Начинаем, конечно же, с первого губернатора И. И. Неплюева. О деятельности этого человека на посту главного начальника края напоминает, прежде всего, представленный в экспозиции портрет Ивана Ивановича Неплюева.

Художник В. И. Тюлькин. Холст, масло. 72 х 63 см.

Портрет в овальной раме. Изображение погрудное. Автор портрета изобразил И. Неплюева во фраке с красной муаровой лентой через плечо.

Портрет был написан в 1993 году, по заказу музея, специально к его открытию в 1994 году.

И. И. Неплюев стал первым губернатором Оренбургской губернии, образованной в 1744 году. О его вкладе в становление и развитие края можно написать не одну страницу. В нашей рубрике мы напомним о его главных мероприятиях по устройству региона.

Итак, кратко. За время управления краем было:

В должности главного начальника края И. Неплюев активно осуществлял и застройку самого города. К 1746 году в Оренбурге уже насчитывалось 4 церкви, имелись аптеки, пороховой погреб, магазины, первоначальные гостиный и меновой дворы.

Важным мероприятием стало учреждение в 1748 году Оренбургского казачьего войска для защиты южных рубежей.
В целом, не будет преувеличением сказать, что И. И. Неплюев дал направление развития вверенного ему края, и уже в последующие десятилетия преемники Ивана Ивановича на губернаторском посту сверяли свою деятельность с его великими замыслами.

 


 

Выставка "Устроители земли Оренбургской"

Среди руководителей края XIX века военному губернатору В. А. Перовскому принадлежит особое место. Человек неординарной судьбы и энергии, Василий Алексеевич Перовский большую часть жизни отдал нашему краю. Но дело не только в количестве лет, которые он посвятил Оренбуржью, речь идёт о значимости вклада, внесённого им в развитие губернии.

Пост главного начальника края В. А. Перовский занимал дважды: в первый раз, с 1833 по 1842 гг., в звании военного губернатора, во второй, в звании генерал-губернатора – с 1851 по 1856 гг.

В этой рубрике мы отметим наиболее важные его мероприятия на посту губернатора, о которых мы рассказывали на выставке.

Прежде всего, при В. Перовском было обращено серьёзное внимание на благоустройство города. Деревянный, с землянками губернский центр – не то крепость, не то поселение – произвёл на новоиспеченного губернатора такое тяжёлое впечатление, что он не стал жалеть средств на его благоустройство, стараясь придать провинциальному Оренбургу облик столичного города. Практически три четверти всех примечательных зданий были построены именно тогда (Караван-сарай, здание благородного собрания, дом военных губернаторов и др.). Стало поощряться индивидуальное строительство – застройщикам выделялись средства и лес от государства. Новые же казённые здания строились каменными. Ярким моментом его губернаторств были походы в Среднюю Азию, главным итогом которых стало взятие кокандской крепости Ак-мечеть (1853) и заключение в 1854 году с хивинским ханом выгодного для России договора.

Учитывая все заслуги Василия Алексеевича Перовского для нашего края, важное место в экспозиции занял портрет этого выдающегося губернатора.

 


 

Выставка "Устроители земли Оренбургской"

Сегодня мы представляем историю еще одного знаменитого губернатора края, Почётного гражданина г. Оренбург Николая Андреевича Крыжановского.

Как и его предшественники, генерал-губернатор Н. А. Крыжановский, возглавлявший край с 1865 по 1883 гг., сделал достаточно много для развития губернии. Именно при нём открываются многочисленные образовательные учреждения: мужское реальное училище в Оренбурге, женские гимназии (Оренбург, Уральск), военная прогимназия, юнкерское училище и др., возникает идея строительства грандиозного кафедрального собора, в Оренбурге в здании манежа был построен каменный театр.

Одной из крупных заслуг Крыжановского было его ходатайство о проведении железной дороги от Самары до Оренбурга. Постройка дороги началась в 1874 г., а 22 октября 1876 г. по Сакмарскому мосту прошел пробный поезд.

На выставке представлена фотография Николая Андреевича Крыжановского.
Вероятнее всего, фото постановочное. Николай Андреевич запечатлен в своем рабочем кабинете, в окружении привычных для него предметов: книг, фотографий родных и др. Бумага, черно-белая печать. 18*24 см.

 


 

Выставка "Устроители земли Оренбургской"

Мы продолжаем знакомить вас с историей края через деятельность главных его управителей. И сегодня речь пойдет об оренбургском губернаторе Якове Федоровиче Барабаше.
Главным достижением Я. Барабаша на посту губернатора стало строительство Оренбург-Ташкентской железной дороги длиной 1900 вёрст (2027 км). Разрешение на её строительство получено в начале 1901 г. 6 июня 1902 г. по всему маршруту прошёл первый поезд. Введение в эксплуатацию Оренбург-Ташкентской железной дороги (1904 г.) стало значительным стимулом роста промышленности.

На нашей выставке представлен его парадный портрет. Фотография на портрете композиционно проста – изображенный Я. Барабаш представлен анфас, ¾, погрудно. Бумага, черно-белая печать.

Обращают на себя внимание многочисленные награды, украшающие его мундир. Среди них – военные награды Якова Федоровича.

Дело в том, что начальник края должен был выполнять одновременно обязанности и гражданского губернатора, и наказного атамана ОКВ. Поэтому оренбургскими губернаторами назначались не гражданские чиновники, а военные в генеральском звании, много лет прослужившие в армии и имевшие, как правило, боевой опыт. Генерал-лейтенант Я.Ф. Барабаш оказался как раз в их числе. Он являлся участником русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и был отмечен несколькими орденами.

Парадный фотопортрет Я. Барабаша, как и других губернаторов, поступил в фонды музея в марте 1949 г.

 


 

На этой неделе мы расскажем об экспонатах выставки, открытие которой состоялось в июле 2014 года, но не в стенах музея, как это всегда бывает, а в выставочном зале мегамолла «Армада». Называлась эта выставка «Русский бунт и любовь всепобеждающая».

Представленные на ней экспонаты наглядно повествовали о многих событиях оренбургской истории на протяжении трёх веков. Но главной темой выставки стала история Крестьянской войны 1773—1775 гг. под предводительством Е. Пугачёва, и связанные с ней события, происходившие в XIX и XX вв.: приезд А. С. Пушкина в наш край в 1833 году с целью сбора материала о восстании и съёмки фильма «Русский бунт» в 1999 году.

Мы начинаем рубрику с рассказа об экспонате, наглядно показывающем одно из важнейших событий восстания – осаду Оренбурга войском Емельяна Пугачёва.
Напомним, что гарнизон Оренбургской крепости успешно оборонялся с 5 (16) октября 1773 по 23 марта (3 апреля) 1774 года и дождался снятия осады после поражения повстанцев у Татищевой.
В экспозиции – картина «Е. Пугачёв осаждает Оренбург».
Как вы догадались, предводитель восстания изображён в центре полотна, в красном кафтане, на белом коне. Он указывает рукой на Оренбургскую крепость, призывая казаков, перешедших на его сторону, захватить губернский центр.
Автор данной картины– оренбургский художник Фёдор Гаврилович Живаев. 1950 г. Холст, масло. 100 х 150 см.
Работа была подарена музею автором в 1951 году.
#ОренбургскийГубернаторскийМузей #РусскийБунт #ЕмельянПугачев #ФГЖиваев

 


 

Выставка "Русский бунт и любовь всепобеждающая"

Сегодня мы расскажем о личности самого предводителя восстания, о Емельяне Пугачёве.
Именно восстание Е. Пугачёва, развернувшееся на территории Оренбургского края в 1773–1775 гг., стало самым масштабным за всю историю Российской Империи.

Он родился в казачьей станице Зимовейской (на территории современной Волгоградской области). Отец Е. Пугачёва был донским казаком. Сын пошёл по его стопам и записался на казацкую службу в 17 лет, чтобы заменить отца, который вышел в отставку. Интересный факт: во время службы Емельян Пугачёв принимал участие в знаменитой Семилетней войне, сражаясь в Пруссии, а также в русско-турецкой войне.

Позднее, в мае 1773 года, он бежал на реку Яик (Урал), где среди проживавших там казаков объявил себя чудом спасшимся императором Петром III. В сентябре того же года от его имени был прочитан первый манифест о начале восстания.

До сих пор сохранились легенды о несметных сокровищах Пугачёва. По слухам, в казне мятежного атамана были бесчисленные сокровища татарских и башкирских ханов.
В экспозиции – бюст Е. Пугачёва, выполненный скульптором Кирсановым. Вторая пол. ХХ в. Мрамор. Высота – 53 см.
Скульптура была передана в фонды музея в 1980 году.

#ОренбургскийГубернаторскийМузей #ЭкспонатВОбъективе #РусскийБунт #Пугачёв

 


 

Выставка "Русский унт и любовь всепобеждающая"

В 1953 году от Чкаловского управления культуры в фонды музея поступил еще один экспонат, относящийся к теме нашей выставки - портрет Емельяна Пугачева.
О нём мы уже писали в прошлой публикации. Добавим некоторые интересные факты.
Как известно, мятежный атаман не был образованным человеком, потому что никогда не получал образования.

Как только народный бунт был подавлен, а его зачинщик был казнен, Екатерина II приказала уничтожить все исторические свидетельства и сохранившиеся факты о Крестьянской войне, чтобы стереть саму память о бунте.

Автор представленного портрета - художник Корольчук Р.М.
Холст, масло. 65*87 см.

#ОренбургскийГубернаторскийМузей #РусскийБунт #ЕмельянПугачев