Министерство культуры Оренбургской области

Пушкинские дни в музее онлайн

В день празднования Пушкинского дня России и Международного дня русского языка, Оренбургский губернаторский музей представляет «Пушкинские дни в музее», которые в этом году будут проводиться в онлайн формате. Все мероприятия будут доступны посетителям официального сайта музея и подписчикам сообщества в социальной сети «ВКонтакте» и Instagram.

В программе:

- поздравление «С Днём Рождения, Пушкин!»,

- флешмоб «Читаем Пушкина», к которому предлагаем присоединиться всех поклонников творчества поэта. Читайте свои любимые стихи и выкладывайте с хештегом #читаемПушкинаГубернаторскиймузей,

- мастер-класс по каллиграфии,

- интернет-проект «Пушкинская дорога».

 


 

 

 


 

6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина ежегодно отмечается Пушкинский день России и День русского языка.

В этом году великому поэту исполнился бы 221 год. Слава и гордость России – светлый гений Александра Сергеевича принадлежит сокровищнице мировой культуры. Нет на нашей планете такого уголка, где бы не знали Пушкина.

В оренбургском крае к его имени относятся с особым трепетом и уважением. Александр Сергеевич посетил наш край в 1833 г. в поисках сведений, связанных с историей Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва, чтобы «мертвые материалы проверить словами еще живых очевидцев». Результатом поездки стали произведения «Капитанская дочка, «История Пугачёва», по поводу которых писатель А. Н. Толстой подметил: «молодой Пушкин черпает золотым ковшом народную речь, еще не остывшую от пугачевского пожара». Этими произведениями А.С. Пушкин ввёл Оренбургский край в исторический и литературный оборот, впервые поведав о нём пером историка и беллетриста России и всему миру.

Раритетными экспонатами пушкинской эпохи в экспозиции Оренбургского губернаторского музея являются посмертная маска и чугунный бюст А.С. Пушкина каслинского литья с мемориального портрета поэта, выполненного известным скульптором И. П. Витали.
С 2006 года музей входит в Сообщество пушкинских музеев России.

 


 

Здравствуйте! Рады приветствовать вас на мастер-классе по ПАЛЕОГРАФИИ. Мы расскажем вам об инструментах для письма, что такое «очинка пера» и для чего служили церы. Поехали!

Письменность известна еще с древнейших времён. Вне зависимости, будь то клинопись или иероглифческое письмо, наносились символы, знаки, буквы примерно одним и тем же набором инструментов. Самый первый инструмент для письма «стилус» - небольшая заостренная палочка. Изготавливались стилусы не только из дерева, но и из кости и металла. Следующим наиболее популярным инструментом письма является перо. В основном, использовали маховые перья птиц (гусиные, лебяжьи и павлиньи).

Перо нужно было подготовить к письму. Этот процесс назывался «очинка пера»:

✍????с пера обрезалась часть бородки для более удобного хвата за стержень;

✍????перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания не менее 10—15 минут;

✍????вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось;

✍????кончик заострялся при помощи перочинного ножа, причём в процессе эксплуатации, затачивать («чинить») их приходилось часто, поэтому маленькие складные карманные ножи называются перочинными.

 

В ХIX в. перья птиц начинают заменять на металлические перья.

Существует множество рецептов изготовления чернил. Наиболее простой: смешать золу\окись железа с клеем и водой. Самыми дорогими были красные, золотые, серебряные и ореховые чернила. О последних следует рассказать подробнее. Эти чернила делали из орешков-галлов (наросты на листьях в которых живут орехотворки). Из «орешков» выжимали сок, смешивали с железным купоросом и клеем. В итоге получались весьма стойкие чернила. Правда, был нюанс: написанное можно увидеть только спустя 10-12 часов.

   

Цера (восковая табличка) представляла из себя дощечку из твёрдого материала (дерево, кость) с углублением для воска. Они использовались для бытовых записей или заметок как современный блокнот. Надписи наносились стилусом. В случае необходимости их можно было стереть.

 


 

Сообщество пушкинских музеев - это объединение музеев (литературно-мемориальных и историко-краеведческих), рассказывающих о жизни и творчестве А.С. Пушкина, местах, где жил или бывал поэт, его предках и потомках, а также о героях его литературных произведений.

17 апреля 2006 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между пушкинскими музеями, и Сообщество начало свою работу на постоянной основе.

Основная цель Сообщества - популяризация творчества А.С. Пушкина. Главная задача - развитие взаимного сотрудничества в области научной, методической, просветительной, выставочной, издательской и культурной деятельности.

В настоящее время в Сообщество входит 22 музея. В их числе и Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей.

Пушкинская тема является одной из ведущих в научно-просветительной и выставочной деятельности музея. Успешно реализуется культурно-образовательная программа "Пушкинские дни в музее", ежегодно проходит торжественное вручение Всероссийской литературной Пушкинской премии "Капитанская дочка", к 180-летию приезда поэта в Оренбург в музее осуществлена реэкспозиция Пушкинского зала, где воссоздан интерьер гостиной начала XIX в.

Сообществом Пушкинских музеев руководит рабочая группа, состоящая из представителей музеев-участников, которая собирается поочередно в каждом музее для оценки хода его развития. С 30 сентября по 2 октября 2010 г. (дни приезда А.С. Пушкина в Оренбург) в Губернаторском музее в преддверии 180-летия основания музея, прошел V Международный съезд пушкинских музеев.

 


 

Флешмоб «Читаем Пушкина»

Всех поклонников творчества поэта предлагаем присоединиться к флешмобу «Читаем Пушкина».

Читайте свои любимые стихи и выкладывайте с хештегом #читаемПушкинаГубернаторскиймузей

 

Стихотворение А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" читают научные сотрудники Оренбургского губернаторского музея

 


 

В бурном потоке времени, переживая трудности исторического пути своей страны, революционные потрясения и войны, музей понёс большие утраты своих коллекций, но сохранил экспонаты, связанные с именем А.С. Пушкина: посмертную маску и пушку Е. Пугачёва. Возможно, имя великого поэта служило охранной грамотой для них.

Сегодня мы напомним об истории пополнения фондов музея мемориальным экспонатом - посмертной маской А.С. Пушкина. Это маска первого отлива (всего их было 15), снятая по просьбе В.А. Жуковского скульптором С.Н. Гальбергом в день смерти поэта. Маски получили родные и друзья А.С. Пушкина. Одна из них была подарена В.И. Далю, который до последних минут находился у постели умирающего А.С. Пушкина. Маска была привезена им в Оренбург, так как Даль служил в должности чиновника особых поручений при губернаторе В.А. Перовском. Когда служба В.И. Даля в 1841 г. закончилась, уезжая из Оренбурга, он передал ее И.А. Соколову - большому поклоннику творчества Пушкина и своему родственнику (второй женой В.И. Даля была оренбургская дворянка Е.А. Соколова).

Данный экземпляр маски бережно хранился в семье Соколовых и передавался из поколения в поколение. Затем она была передана Д.Н. Соколовым (внуком И.А. Соколова) в музей Оренбургской ученой архивной комиссии в конце 1890-х гг. и выставлялась в музейном зале для всеобщего обозрения.

Существует фотография маски конца XIX в., подтверждающая, что она "редкий экземпляр, один из трех существующих" и являющаяся "собственностью члена Оренбургской ученой архивной комиссии Д.Н. Соколова".

В настоящее время маска занимает центральное место в Пушкинском зале музея, привлекая внимание посетителей.

 


 

   

В фондах музея хранится коллекция костюмов и реквизит к фильму "Русский бунт" , снятого к 200-летию А.С. Пушкина режиссером А. Прошкиным.

Фильм снят по мотивам произведений "Капитанская дочка" и "История Пугачёва". Основные съёмки проходили в Саракташском районе Оренбургской области на Красной горе. Специально были построены декорации - облик Оренбургской крепости XVIII в. (фрагмент крепостного вала, подворье Гринёвых, церковь, трактир). В настоящее время на месте съёмок фильма создан музейно-туристический комплекс "Белогорская крепость".

В декабре 1998 г., после завершения съёмок, реквизит и исторические костюмы были переданы Областному краеведческому музею. Для их создания художники кино изучали соответствующие архивы, скрупулёзно восстанавливая количество пуговиц на офицерских мундирах, высоту полковничьих сапог. Чтобы получить точный оттенок, использовались натуральные красители. Именно поэтому кафтан уральского казака сохранил неповторимый защитный цвет, на мундире Гринёва блестят медные пуговицы, в отличном состоянии кожаные ремни и сапоги.

Особого внимания заслуживают военные знамёна, хоругви, под которыми ходили в атаку уральские казаки. Как и костюмы, они изготавливались на Оренбургском художественном комбинате.

Данная коллекция стала основой передвижной выставки "Русский бунт", которая впервые была представлена в музее в 1999 г. до премьерного показа фильма в кинотеатре "Космос". Впоследствии, выставка пользовалась большой популярностью в музеях области.

В 2015 г. музей открыл новые экспозиционные залы в мегамолле "Армада". Первой выставкой там стала "Русский бунт и любовь всепобеждающая", на которой были представлены костюмы Е. Пугачёва, уральских казаков, офицеров русской армии, оружие (дубина, рогатина, топор, кистень).

В 2020 г. в новом "Музейном городке" мегамолла "Армада"открылась выставка "Слово Пушкина об Оренбурге", основой которой также стала коллекция костюмов, оружия и реквизита со съёмок фильма "Русский бунт".