Министерство культуры Оренбургской области
Данная статья является результатом детального изучения личного архива Ивана Антоновича Зарецкого — археолога, этнографа, коллектора Русского музея императора Александра III, научного сотрудника Оренбургского краеведческого музея. Во время работы над архивом среди многочисленных материалов историка были обнаружены документы, связанные с проектом строительства нового здания музея на ул. Пролетарской в Оренбурге (экспликация и эскиз датируются 1936 г.). В статье приводятся материалы, характеризующие как сам проект, так и причины его создания. Затрагивается вопрос о состоянии здания краеведческого музея в 1935 г. — бывшей Вознесенской церкви Гостиного двора.
Изучение архивных материалов — важнейший компонент работы сотрудников музея, ответственный и сложный этап исторического исследования. При этом наибольший интерес представляют, несомненно, неопубликованные архивные источники, в том числе — архивы музеев, так как именно они являются отражением истории создания и функционирования учреждений, их собирательской и проектной деятельности.
В 2021 г. сотрудниками Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея Е. Д. Крыгиной и А. В. Юриной была произведена дешифровка, систематизация и опись 923 документов личного архива Ивана Антоновича Зарецкого (1857–1936 гг.) — археолога, этнографа, коллектора Русского музея императора Александра III (1902–1906 гг.), научного сотрудника Оренбургского краеведческого музея (1928–1936 гг.) [7, c. 53]. Среди материалов исследователя был обнаружен план фасада здания музея по ул. Пролетарской, разработанный в 1936 г. Именно об этом документе и связанной с ним истории пойдёт речь в данной статье.
Целью данной работы является изучение истории проекта строительства нового здания краеведческого музея 1936 г. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
В качестве основного метода достижения цели выступает анализ материалов из личного архива И. А. Зарецкого: обращений директора музея И. Д. Яковлева к Наркомпросу, заведующему музейным отделом НКП, заведующему Оренбургским Обл. ОНО, председателю Горсовета, экспликации реэкспозиции и проекта фасада нового здания по ул. Пролетарской.
Говоря об исторических предпосылках появления данных документов важно отметить, что создание подобного проекта не было праздной задачей, так как в 1930-е гг. краеведческий музей фактически не имел собственного помещения. Для хранения коллекции учреждению попеременно выделялись здания бывшей Вознесенской церкви Гостиного двора, Никольской церкви и т. д. [2, л. 1].
Илл. 1 Вознесенская церковь Гостиного двора (в наши дни на этом месте расположен бюст И. И. Неплюева)
Из многочисленных обращений руководства музея к органам официальной власти видно, что сотрудники всячески противились подобному ходу событий, ведь постоянные переезды влекли за собой порчу и утрату экспонатов. Так, в докладной записке директора музея И. Д. Яковлева, адресованной председателю Оренбургского Горсовета, сказано: «Нахождение музейных экспонатов и др. музейного имущества в здании бывш. Вознесенск. церкви без предварительного его приспособления, ремонта и соответствующего оборудования равносильно закрытию музея». Далее приводится список необходимых мер: «Снятие куполов, остекление окон, отепление потолка, перекладка печей с добавлением новых, исправление сети электроосвещения и др. внутр. ремонт. <…> Очистить все помещения внизу здания церкви от занимающих их торговых и т. п. организаций с соответствующим оборудованием этих помещений с целью их использования в качестве помещений для музейного фонда, монтажную мастерскую и т. п.» [2, л. 1]. На реализацию всех необходимых мер по переустройству бывшей церкви должно было уйти 150–170 тысяч рублей (курс 1935 г.) [4, л. 1]. Не найдя средств на эти нужды, руководство музея решило пойти на своего рода авантюру — потребовать от города новое здание. Начинается работа над проектом.
Илл. 2 Проект фасада нового здания музея на ул. Пролетарской
Из наименования проекта фасада нам известно, что двухэтажное здание планировали возвести на ул. Пролетарской (ранее — ул. Комисская, Почтовая, Перовская), однако точное местоположение установить не удалось [8, c. 96]. В обращении директора музея Яковлева к Заведующему Оренб. Обл. ОНО Шапошникову, датируемом 1936 г., сказано: «Согласно перепланировке города, городской архитектор не разрешает строить здание в центре города, т. к. здание музея будет 2-х этажное, а в центре города все здания будут 4-5 этажные. Определение площадки под строительство музея тянется весь май месяц, нужно согласовать и с городским архитектором, и с председателем Горплана т. Карповой, которая для окончательного утверждения назначила определённое время, а сама уехала в командировку» [3, л. 2]. В данной части документа Яковлев упоминает Генеральную схему перепланировки Оренбурга, разработанную в Москве в 1936 г. и предполагающую создание нового плана кварталов со сносом всего исторического центра города [9, c. 134]. Вероятно, утверждение московского плана послужило причиной того, что местное руководство не решалось самостоятельно определять места для строительства крупных объектов, в том числе — музея.
Позже место под строительство музея выделяется на пер. Матросском (во время проведения работ экспонаты было решено хранить в здании бывшей кирхи на ул. Советской); однако вскоре оказалось, что кирху начали разбирать, а закрепление новой площадки должным образом не согласовали с городским архитектором [3, л. 2]. Начало строительных работ вновь сорвалось. Несмотря на всю «волокиту» с утверждением плана, черновой проект фасада нового здания был разработан в том же 1936 г.
Илл. 3 Фрагмент плана фасада — подписи архитектора и руководителя проекта
Говоря о самом проекте фасада, стоит отметить, что стилистическое решение облика нового музея являлось типичным для большинства общественных учреждений периода 1930-х гг.: в нём прослеживается монументальность, строгость, основательность и некоторая тяжеловесность. В левой части здания автор планировал установить выразительную скульптурную композицию (вероятно, представляющую группу революционеров); аттик (декоративная стенка, расположенная над карнизом) должен был быть оживлён барельефом, а на его левом углу, по замыслу архитектора, крепился небольшой флагшток [5, л. 1]. На основании едва различимых линий стёртого карандаша можно сделать вывод, что изначально аттик должен был быть намного шире, однако позже архитектор отказался от этой идеи (возможно, в целях максимальной экономии ресурсов).
Илл. 4 Фрагмент плана фасада — видны первоначальные очертания аттика
Вход в здание, судя по рисунку, предполагали устроить со стороны двора. В правом нижнем углу листа имеются подписи архитектора и руководителей проекта, а также указана точная дата создания эскиза: 29 июля 1936 г. [5, л. 1].
Кроме вышеназванного плана в архиве И. А. Зарецкого была обнаружена схема-экспликация реэкспозиции краеведческого музея (документ создан не позднее 1936 г.). В плане указано, что минимальная «потребная» площадь, необходимая для размещения экспонатов, составляет 1 050 кв. м.
Илл. 5 Схема реэкспозиции краеведческого музея
В новом здании планировали разместить тринадцать залов. Согласно экспликации, в случае реализации плана осмотр музея начинался бы с сектора «Природы и произ. силы» (80 кв. м.), далее шли отделы ландшафтов (120 кв. м.), обширный сектор историко-социального формирования (250 кв. м.) и сектор социалистического строительства (300 кв. м.). Кроме того, площади музея включали бы канцелярию, библиотеку, мастерскую и хранилище фондов. Центральную часть помещения занимало, по всей видимости, просторное фойе или рекреация [6, л. 1]. Вопрос о том, относится ли план реэкспозиции к проекту фасада (первый предполагает только один этаж, тогда как второй — два), являются ли они двумя частями одного масштабного проекта по созданию принципиально нового музея — остаётся открытым.
Обнаруженные в архиве И. А. Зарецкого планы так и не были утверждены: материалы не имеют резолюций и отметок о согласовании. Возможно, причина отклонения проекта кроется в том, что в период 1936–1939 гг. главной строительной площадкой Оренбурга стал Дом Советов, спроектированный группой московских архитекторов (И. И. Виноградовым, М. С. Фиш, Е. А. Грошниковой), и все ресурсы оказались направлены на воплощение именно этого масштабного плана [9, c. 135; 10, с. 1]. Таким образом, до 1946 г. вопрос о здании краеведческого музея оставался нерешённым, а само учреждение всё это время находилось фактически в состоянии консервации.
Илл. 6 Бывш. Контрольная палата; с 1946 г. — Оренбургский краеведческий музей
Несмотря на то, что проект строительства нового музея так и не был реализован, эскиз фасада, экспликация реэкспозиции и официальная переписка руководства учреждения, в частности директора И. Д. Яковлева с представителями власти, представляют ценность как для изучения истории музейного дела 1930-х гг., так и для исследования тенденций в сфере градостроительства указанного периода.
Список использованных источников и литературы:
В статье представлены изображения из фондов Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея.
Е. Д. Крыгина, методист
Государственное автономное учреждение культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей»